Строительство колокольни надо продолжить и закончить
Уважаемые вязниковцы! Как любой человек, руководитель предприятия или предприниматель в конце года подводит итоги своей работы. Так и попечительский совет по воссозданию Свято-Казанского собора (пока по строительству колокольни) должен подвести итоги своей работы за 2010 год, наметить перспективы.
Главной задачей попечительского совета было, есть и будет привлечение денежных средств и строгий контроль их расходования. И особенно это важно, когда дело касается не сотен, а миллионов рублей, причем пожертвований на Божий храм.
За два с половиной года, что попечительский совет ведет сбор пожертвований, поступило 983280 рублей. После оплаты части выполненных работ на расчетный счет Крестовоздвиженского храма (ему в дальнейшем будет принадлежать колокольня, а в будущем и собор) было перечислено 237129 рублей 25 копеек. Сейчас договор о приеме денежных пожертвований заключен с Вязниковским почтамтом, так что перечислить деньги можно в любом почтовом отделении города и района.
А сейчас от имени попечительского совета хочу выразить огромную благодарность юридическим и физическим лицам, кто откликнулся на наше обращения и внес свой денежный вклад в 2010 году на продолжение строительства колокольни, это: Муромское отделение Сбербанка России – 10 тыс. руб., МУП «Вязниковский рынок» — 2 тыс. руб., ООО «Лукойл-Волга-нефтепродукт» — 100 тыс. руб., Вязниковское СМУ-33 – 5 тыс. руб., Вязниковское ДСУ-3 – 30 тыс. руб., учреждение ОД 1/4 — 10 тыс. руб., ТРК «Вязники» — 2 тыс. руб., Вязниковский консервный завод – 5 тыс. руб., Вязниковская детская школа искусств — 1015 руб. Зачислены на счет строительства колокольни 92489 руб. от Крестовоздвиженско храма. Мы благодарим также частных лиц и неизвестных жертвователей, которые опускали свои денежные средства в переносные урны, расположенные в часовне на Соборной площади, гостинице Вязники, офисе компании «Мегафон», в доме 16/15 по ул. 1 Мая, магазине «Горячий хлеб» у хлебокомбината.
Но особую благодарность мы выражаем добрым и щедрым людям, которые внесли наибольшие денежные вклады: О.В.Игнатьевой из Владимира (5 тыс. руб.), вязниковцам: Д.А. Магазинову (10 тыс. руб.), Н.В.Жуниной (6,2 тыс. руб.) и А.Т.Репиной (5 тыс. руб.), а также В.В. Липень и Н.И.Чесак, которые пусть и небольшими суммами, но делали несколько раз свои вклады в течение года. Таким образом, общая сумма денежных средств на продолжение строительства колокольни на расчетном счете Крестовоздвиженского храма по состоянию на 20 декабря 2010 г. составляет 583280 руб.
Уважаемые вязниковцы! Прошло чуть более семи лет с того дня (21 июля 2003 г.), когда в день празднования иконы Казанской Божьей Матери на Соборной площади был установлен памятный камень и освящен епископом Владимирским и Суздальским Евлогием со знаком: «Здесь будет стоять Казанский собор, разрушенный в 1929 г.». За этот период до сегодняшнего дня были проведены изыскательские работы, археологические раскопки, составлена проектно-сметная документация на строительство колокольни стоимостью в 12 млн. руб. (без стоимости колоколов). В 2007 г. были забиты сваи, в 2009 – построен фундамент.
Попечительский совет ведет работу по сбору средств, используя свою рекламу, призывы, выступления членов совета по телевидению, на страницах газет, письменные обращения к руководителям местных предприятий, предпринимателям города, области и даже депутатам Госдумы. И хотя пожертвования в 2010 г. были в 2 раза (в суммарном выражении) больше по сравнению с 2009 г., все равно мы не смогли собрать 2,5 млн. руб., нужных на возведение хотя бы кирпичной кладки первого яруса (этажа), не говоря о выполнении большего объема строительно-монтажных работ.
Главное препятствие – это отсутствие необходимых средств. И нам кажется, что когда строился Казанский собор (1670-1674 г.г.) – всего за 4 года – на мирские подаяния, церковные сборы и деньги из дворцовой казны царя, вряд ли жители слободы и волости были богаче и зажиточнее, нет, конечно. Они были богаче духовно, «православнее» нас, верили в Бога и вкладывали немалые средства в строительство церквей и соборов.
В 1794 г. на средства купца В.И. Водовозова построена Крестовоздвиженская церковь. В 1885 г. на деньги купца Никитина построена Александровская тюремная церковь (там долгое время был паспортный стол). В 1694 г. рядом с Казанским собором на деньги купца Городецкого была построена церковь во имя Николая Чудотворца. Можно еще приводить множество примеров, но, видимо, и этого достаточно, чтобы подтвердить вышесказанную фразу.
Есть примеры и сейчас. Так, предприниматель А.П.Щелков по собственной инициативе и на личные средства построил часовню у кладбища в Толмачеве, внес на строительство колокольни 20 тыс. руб. Сколько можно сделать добрых богоугодных дел, если учесть, что на территории Вязниковского района работает около двух тысяч предпринимателей, бизнесменов и «фабрикантов». А пока по поступающим средствам видно, что воссоздание колокольни и самого собора будет проводиться многие годы, а может и десятилетия. Поэтому мы верим, что и среди наших состоятельных людей за это время появятся добрые и щедрые люди и по примеру наших купцов будут делать свои вклады в православные храмы.
Сегодня говорить о том, что лучше заняться дорогами, садиками и жильем, не следует, потому что эти объекты строятся за счет государственных капиталовложений или за счет денег местных бюджетов. Культовые объекты редко строятся по государственным программам, чаще на подаяния мирян и на средства состоятельных людей. От жителей нашего города, надо полагать от тех, кто не делает своих подаяний на храм, порой слышим, мол, нужна ли вообще ваша колокольня и собор – храмов предостаточно и так. Попробуем привести некоторые исторические факты, узнав о которых, возможно, эти люди изменят свой взгляд на воссоздание ансамбля Казанского собора.
Вязники – Ярополч – Ярополческая волость – Дворцовая волость никогда не были столицами Руси. Но в первой половине XVIII века Ярополческая дворцовая волость была самой крупной по количеству жителей во Владимирском уезде. Согласно описанию в Ярополческой волости насчитывалось 3843 крестьянских и бобыльских дворов с количеством жителей в них 11534 человека. И, по нашему мнению, это не случайно. К этому времени в Вязниках был построен мужской Благовещенский монастырь, женский монастырь, организованный вдовой князя Мстиславского, один из самых больших монастырей во Владимирском крае, уступавший только Александровскому Успенскому монастырю.
Кроме того, действовало несколько кладбищенских храмов, но наиболее значимый и почитаемый паломниками не только нашего края, но и со всей Руси был знаменитый Казанский собор, в котором 255 лет (до 1929 г.) находилась чудотворная Вязниковская икона Казанской Божией Матери. Все это: монастыри, храмы, собор да еще с Чудотворной иконой позволяло расширяться слободе и быть духовным центром во Владимирском крае.
В 80-е годы XVII, во времена правления царицы Софьи, произойдет еще одно важное событие в истории нашего края. По решению патриарха в 1657 году будет образована огромная Ярополческая десятина с десятинным двором и монастырским подворьем в крепости Ярополч. В нее будут отписаны 47 церквей и десяток монастырей, которые по территории намного превышали пределы непосредственно Ярополческой волости. К новой дворцовой десятине будут приписаны дворцовые села других волостей: Всегодичи, Медуши, Палех, Меленки и другие погосты и монастыри по Клязьме от Боголюбовского стана до Гороховецкого и Муромского уездов.
Церковной Ярополческой десятиной ведал духовный управитель, подчиненный патриарху, а его помощник выбирался из лучших священнослужителей (для Ярополча это были или настоятель Благовещенского монастыря, или протопоп Казанского собора).
После воцарения Михаила Романова (1613 г.) еще долго продолжалось на Руси Смутное время. И вдруг в 1622 году жителям Вязниковской слободы была явлена икона Казанской Божией Матери, творящая чудеса по исцелению болящих. Слух об этом дошел до Святейшего Российского патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича, по указанию которого и по благословению патриарха была назначена особая комиссия. Приехавшая в 1624 г. делегация была очень многочисленной и по значимости внушительной. Комиссия, официально признавшая чудеса, проистекающие от иконы, объявила ее Чудотворной.
Царь Михаил Федорович болел ногами и в 1640 г. специально приезжал в слободу приложиться к чудотворному образу, прося исцеления от недуга. В свой приезд он подарил серебропозлащенный крест и серебряное кадило. По повелению уже другого царя, Алексея Михайловича, и на деньги дворцовой казны, на мирские подаяния и на деньги церковных сборов был построен специально для Вязниковской чудотворной иконы Казанский собор. Собор строили всем миром, как мы строим и сегодня, т.к. это был не просто храм Божий, а святой дом для чудотворного образа Богоматери.
Верховная покровительница совершила в Вязниках около трехсот чудес исцеления (в нашем историко-художественном музее хранится книга с описанием явленных ею чудес). Во вновь построенный каменный Казанский собор и была перенесена из деревянной Казанской церкви икона Богоматери.
Дважды (в 1678 и в 1681 г.г.) побывал в Вязниках третий царь из династии Романовых, Федор Алексеевич. В Вязниковской слободе находился двор царя. Специально для него через глухие леса и болота посадскими людьми и крестьянами была проложена дорога во Флорищеву пустынь, куда Федор Алексеевич ездил на богомолье. В 1681г. он приложит к иконе Казанской Божией матери золотой крест с алмазом, подарит колокол для Казанского собора и выделит 70 рублей 12 алтын на постройку каменной церкви Введенского женского монастыря.
В 1691г. по указу царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей в собор было приложено Евангелие. Такое отношение царей к Казанскому собору и Чудотворной иконе продолжалось до конца 40-х годов XVIII века. Он был первым на Руси собором, построенным для Чудотворного образа Казанской Божией Матери и стал символом преодоления Смутного времени в XVII веке, способствовал становлению Русского православного государства.
Построенный в Вязниках Казанский собор, прославленный на всю Россию, по сути, был единственным в России историческим православным памятником в честь единства и согласия на Руси в XVII веке. И сегодня, когда заложен фундамент под колокольню и есть пусть небольшая сумма денег, ни в коем случае нельзя приостанавливать дальнейшее строительство.
Все-таки хочется верить, что, имея здесь у себя в Вязниках такую древнюю историю, значимую как для города, так и для всей России, и такую покровительницу – Чудотворную икону Казанской Божией Матери, которой в 2022 году исполнится 400 лет, если не нынешнее поколение, то наши внуки или правнуки восстановят Казанский собор и вернут православному миру то, что так безбожно и варварски было разрушено в годы гонения на Православную Церковь.
Заканчивая свой разговор с читателями, от имени попечительского совета еще раз хочется поблагодарить всех добрых и щедрых людей, кто внес свои пожертвования на восстановление колокольни, и еще раз обратиться ко всем, кто любит свой город, родной край, кому не безразлична судьба нашего духовного и культурного наследия, с просьбой внести свой посильный вклад на продолжение строительства колокольни Свято-Казанского собора. И было бы величайшей честью в знак покаяния за разрушенный нашими предками храм Божий собраться всем миром: состоятельным людям, мирянам, церкви да и государству из-за политики которого все это было разрушено, воссоздать ансамбль собора и вернуть город Вязники в тот православный центр, какова была Вязниковская слобода в XVII-XVIII веках.
Петр МУЛЛЕР,
председатель попечительского совета по воссозданию ансамбля Свято-Казанского собора.
lady.svetik83
says:Доброе дело делаете!