Царь повелел: строить Кремль в Вязниках
Совершенно непонятной остается ситуация со строительством Казанского собора на площади, точнее, с заявленным сооружением колокольни. Вопросов появляется все больше и больше. Одни говорят, что надо колокольню сделать, а потом – как получится, другое мнение, что колокольню без храма совершенно невозможно представить…
Мы публикуем сегодня интервью с патриархом вязниковского краеведения Л.И. Аносовым, в надежде, что он ответит на часть тех вопросов, которые задают не только жители Вязниковского края, но все, кто интересуется историей России. В эпоху 17-го века, о которой здесь идет речь, Вязники и Ярополч играли очень заметную роль.
— Лев Иванович, в чем все-таки дело? Почему, на первый взгляд, благая инициатива не нашла ожидаемого понимания и отклика у жителей?
— Отклик есть, часть денег собрали, но здесь целый комплекс вопросов, которые надо было решить ДО того, как браться за стройку. Я бы назвал их по-старому – пропагандистскими вопросами. Этого не сделали вовремя, да, и не к кому было обратиться, к сожалению, в нашем отделе культуры и музее не было интереса к 17-ому веку, нет экспозиции этого времени, не изучаются и не публикуются документы эпохи сооружения храма. Все это привело к тому, что планы начала строительства выглядели так: «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», т.е. висят плакаты, призывающие восстанавливать собор, а люди не могут понять, о чем там речь идет — о туристической привлекательности города, о Чудотворной иконе, о новом храме для прихожан?! Первый порыв был, а потом люди сникли, ощущая некую, я бы сказал, бесперспективность. Никто не может рассказать о цели.
— Да, это — проблема, люди часто задают вопрос «с какой целью»? Цель новодела Храма Христа Спасителя понятна – Патриархат десятилетия не имел храма для Соборов. А у нас к тому же и путаница произошла. Призыв строить исходил от администрации поначалу, т.е. речь могла идти о туристической привлекательности: церковь-то у нас по Конституции отделена от государства…
— Вот именно… Надо было исторически профессионально ответить на все эти вопросы с самого начала. Положились на один факт, что храм строился под Чудотворную икону, но это не совсем так. Я тоже «ЗА» воссоздание, – лучше так назвать стройку, но делать надо это без суеты, зная на перспективу, что воссоздавать надо весь комплекс целиком. Есть примеры, когда храм строился век и более, я не призываю к такой неспешности, но все вопросы должны быть разрешены, чтобы люди понимали, зачем строят в городе, где в наших церквях нет дефицита мест для прихожан.
Первое, на что следует обратить внимание: 17 век – самый бурный век в вязниковской истории! Да, важны Петровские Указы о льне, да, эпоха Екатерины повлияла, но у нас именно 17-ое столетие был веком, когда сложился город, выросли башни и стены «Вязниковского кремля». А мы этот век меньше всего знаем, хотя документов предостаточно, описание стен и башен Ярополча, который был восстановлен по личному Указу царя. Это время надо изучать в музее, учить в школах, создавать новую экспозицию, работать с первоисточниками.
Посмотрите, какой вопрос возникает сразу: Чудотворная Вязниковская-Казанская икона Божией Матери появилась в 1622 году, а Казанский собор строится в 1674. Где она была 50 лет? Где совершались те чудеса исцелений, которые описаны комиссией, специально приезжавшей в Вязники? Куда шли паломники из Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода? Где писались копии с Вязниковской чудотворной для Калуги и других городов? В какой вязниковский храм приезжал царь в надежде поправить здоровье? Он приезжал к нашей Чудотворной… Я отвечу: толпы богомольцев чуть не со всей страны тянулись в маленькую вязниковскую Никольскую церковь.
И вот тут возникает вопрос: а где этот чудодейственный храм? Нет его? Есть! Он теперь называется Покровский. Ведь об этом тоже ни слова не сказано. В 1661 году по реформе Никона многие храмы были переименованы. Именно в этом месте старинного (ныне Покровского) кладбища явилась Чудотворная, именно сюда на эту гору поднимался царь Михаил Федорович Романов. А дорога сюда была одна – к погосту, на Погостскую гору, на Кладбищенскую, по улице Орджоникидзе, как сегодня говорят, поднимался царский возок от Волшника, из «слободы на вязах» в 1640-1641 годах.
— То есть, денег нет по той причине, что нет крупных меценатов и спонсоров, которые бы четко представляли: зачем это делается… Так?!
— Конечно! Первоначально планировалась на крупные пожертвования делать именные кирпичи, которые пойдут на облицовку сооружения в память о меценатах. Хорошее и традиционное в истории дело, но меценатам говорят про колокольню. А мало-мальски понимающий человек усомнится в том, что церкви это надо, что это надо Чудотворной иконе – её же в колокольню не разместишь… Первая нестыковка помыслов и дел. Все же начинается с малого. Ему говорят, что, мол, нет, мы потом и дальше строить постепенно будем… Он перестает понимать и верить в эти слова.
Строительство храма не было связано непосредственно с Чудотворной иконой – вот о чем надо честно рассказать. Но этот факт не умаляет значения храма. С восточными землями в ту пору были не очень простые отношения, необходима была дорога и города-крепости на этой восточной дороге. Алексей Михайлович Романов выделяет большие деньги на ремонт стен в Муроме, и вот тогда же выделяются огромные средства на строительство башен и стен города Ярополча, чтобы разместить здесь воинский гарнизон.
Через три года четыре башни с вратами и бойницами и стены были построены. Кремль опоясывал нынешнее Ярополье, стены шли так: начиная от улицы Киселева, до районной больницы, и далее по оврагу позади больницы до Ефимьевского оврага, далее стены шли поверху, где сейчас сады вдоль Муромской улицы, замыкалась стена у Введенского монастыря позади порядка домов Школьной улицы.
— Документы этого периода сохранились?
— Да, есть даже подробнейшее описание каждой башни, где какой вал или ров – все детали сохранены. В этом отношении воссоздание деревянного вязниковского Кремля – самая перспективная возможность выйти на мировой туристический уровень, если говорить о туристической привлекательности.
— То есть, я так понимаю, не разделили туризм и веру, когда задумывали изначально проект. Если речь о туристах, надо ставить для начала хотя бы одну из башен кремля, благо, что они были деревянными и стоимость не столь велика, дальше можно и о стены… Одна башня смотрится не там куце, как одинокая колокольня на площади… Так?!
— Совершенно верно, но это не исключает воссоздание собора, просто людям надо все объяснить. И вот здесь самый главный момент: надо представить нашу территорию того времени. Был город Ярополч с кремлем и внизу Вязниковская слобода. Слобода занимала склоны вдоль Муромского тракта, поднимались дома, как уже упомянуто, по горе к Покровской (Никольской) церкви, по склону до школы №2 спускались, последний порядок домов едва доходил до нынешней Советской улицы, Пролетарскую улицу можно смело назвать самой нижней из древних улиц. Всю территорию от полноводной и судоходной Клязьмы до Советской улицы заливало весной. Единственные строения, которые стояли на некоторой возвышенности, это – таможня, которая была в районе воинской части. Известно по документам, что с 1645 года все проходившие по Клязьме струги платили пошлину. Здесь же решили поставить полки Кравкова и Лопухина, которые прибыли на борьбу со старообрядцами. Эта территория так до сих пор и числится за воинским ведомством – и это тоже уникальный факт в нашей истории.
Таким образом, мы имеем три точки: Ярополч на горе, внизу слобода Вязники и таможенно-войсковая часть там, где и сегодня она. В центре – болото. Вдали, на западном склоне – одиноко стоящий «у убогих домов» Благовещенский монастырь. Далее – деревни Петрино и Ярцево.
Все вязниковские старые храмы были замечены в старообрядчестве, в помощи старообрядцам замечены игуменья Марфа и настоятель мужского монастыря Моисей. Вот тогда Москва и принимает решение строить совершенно новый храм на болоте, который стал бы неким просветительским центром новой веры. Эта цель строительства собора была хорошо увязана и с Указом о создании на новой восточной дороге ярмарок. Именно в этот период с ярмаркой начинает развитие небольшое поселение Ковров, именно тогда и перед будущим собором создается настил для ярмарки в Вязниках, поднимается вся территория нынешнего центра за счет отвода воды многочисленных родников в Выдерку, Волшник, Пестрекушу, специальные канавы, идет осушение болота, вбиваются сваи, кладутся плоты под строения. Конечно, Чудотворная икона не забывалась при этом, но это была далеко не единственная причина сооружения храма. Этот храм – не местного значения, это – большой этап большой российской политики. То есть, весомая оправданность совместного участия государства, церкви, меценатов и всех жителей с гостями независимо от конфессиональной принадлежности в воссоздании была бы, если бы речь шла о большой и перспективной работе, по воссозданию всего исторического комплекса. А начать можно с колокольни, что уже сделано, и собора – вот, когда мы так поставим вопрос, не возникнет никаких вопросов относительно того «что будет делать одна колокольня на площади?» Это, повторюсь, пропагандистская работа, которой управление культуры должно заниматься через музей.
— Лев Иванович, возвращаясь к интересной и совершенно незнакомой для большинства вязниковцев теме Вязниковского кремля, давайте уточним: было четыре башни. Где они располагались?
— Да, башен было четыре. Главными были Введенские ворота, они стояли у высохшего сегодня пруда вверху улицы Киселева. Там долгое время сохранялись бойницы с пушками для отражения атаки неприятеля со стороны Муромского тракта. Вторые ворота Субботинские располагались в башне, которая стояла там, где находится сегодня спуск в город от Троицкой церкви, там сохранилась часть лестницы и тропа, выводящая на шоссе к улице Титова.
Никольские ворота с каменным низом, валом и перекидным мостом располагались в районе Народной больницы, там соединили два оврага, что видно по сию пору. А четвертая восточная Архангельская башня стояла также над Муромской улицей, как и первая, но с противоположной стороны городской стены. Это место сегодня у туристического «колодца любви». Там есть спуск в город и лестница.
Что интересно, все ворота Вязниковского кремля сохранились до сих пор – это подарок истории, можно сказать. Строений, конечно, нет, но все проходы из Ярополча в Вязники и на восток к бывшей деревне Толмачево полностью соответствуют старинному плану сооружения стен города Ярополча.
…Нужен план, пусть эта публикация станет первым звеном этого будущего плана, который не оставит вопросов. Нужно подготовить материалы по 17-ому веку, которые поставят точку в затянувшемся непонимании. И люди откликнутся. То, что могли сделать 350 лет назад, по силам и сегодняшним вязниковцам. Надо только дать им поверить, что дело это нужное и перспективное, что оно построено не из амбиций отдельных инициаторов, а лежит на основах исторической правды. Хочется, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, наконец!
Интервью взял Владимир Цыплев. Фото автора.
На рисунке стены и башни Вязниковского кремля. Рисунок Льва Аносова по описаниям 17-го века.