//   Погода:
Новости

Для хороших песен полстолетья не срок

В Центральном доме литераторов в Москве состоялась презентация сборника «Я вернулся к друзьям». Это уникальное издание в двух томах, где впервые наиболее полно представлены музыкальные произведения на стихи поэта Алексея Фатьянова.

В Малом зале места мало
Презентация книги «Я вернулся к друзьям» была приурочена к дню памяти Алексея Фатьянова. Но так как в нынешнем году 13 ноября был рабочим днем, то собраться всем вместе получилось только 27 ноября.
Семья Фатьяновых — сын Никита, внучки поэта Анна и Даша, правнуки Егор и совсем еще малыш Алеша, родственники писателей и замечательных композиторов — Твардовские, Матусовские, Токаревы, Хачатуряны, Александровы… И полный зал публики, среди которой поэты и писатели, артисты и журналисты. Для нас, владимирцев, презентация стала очередным подтверждением тому, что творчество Алексея Фатьянова любят не только на его родине в Вязниках, но также и в Москве.
О том, что книга уникальная, говорили все собравшиеся. И в этом заслуга, в первую очередь, внучки поэта Анны, возглавляющей Культурный центр им. А.И. Фатьянова, а также издательства «Композитор».
— Почти два года шла работа над этой книгой, — сказала Анна Фатьянова-Китина. — Начиналась очень трудно, и, когда уже был напечатан тираж, меня охватило волнение. Я осознала, что когда в стране кризис, то выход книги — это настоящее чудо.
Над созданием двухтомника трудилась, как сейчас принято говорить, команда: заслуженный художник России Владимир Галатенко, журналист Марина Буланова, музыкальный редактор издательства «Композитор» Ирина Николаева.

Будто кадры хроники
В книгу вошли произведения, написанные Алексеем Фатьяновым в соавторстве с композиторами — современниками поэта. Содержание каждого тома выстроено в хронологическом порядке по датам написания стихотворений. На первом месте стояли названия, данные при создании произведений, на втором — названия, под которыми они стали популярными. В книге удалось собрать богатейшую коллекцию песен, сочинений других жанров, некоторые из них ранее не публиковались. Раскрывая музыкально-поэтический мир автора, они становятся драгоценными свидетельствами эпохи, истории страны, человеческих судеб.
— В этот сборник вошло около 160 песен, — представляет совместный труд редактор-составитель Марина Буланова. — Есть сюита, баллада, фрагменты из оратории и оперетты. Так широко и так полно Алексея Фатьянова не издавали никогда. Нам говорили: зачем вы включаете ту или иную песню? Я согласна, возможно, что-то устарело, что-то уже не актуально сегодня, но, тем не менее, именно эти песни были частью нашего недалекого прошлого.
В сборнике есть песни о войне, о целине, о стройках. Есть даже песни о космосе! Фатьянов умер, когда уже был запущен первый спутник, но еще не полетел в космос Гагарин. И, тем не менее, уже в сорок седьмом году он пишет: «до самых далеких планет не так уж, друзья, далеко». Потом «дети во сне улетают на Марс». Люди ощущали приближение новой эпохи, когда человек преодолеет земное притяжение, и Фатьянов об этом писал.
Листая сборник, проникаешься ощущением, что смотришь документальный фильм или исторические хроники. Было бы здорово, если бы школьники вместо зубрежки учебников распевали Фатьянова. Образовательный эффект был бы точно!

Забыть невозможно
Среди множества людей, пришедших на это мероприятие в ЦДЛ, было два человека, знавших Фатьянова лично. Ныне уже народный артист СССР, профессор Московской консерватории Сурен Хачатурян, а тогда, в середине 50-х, начинающий композитор, познакомился с Фатьяновым в Доме творчества под Иваново, в котором тот был в компании Бориса Мокроусова.
— У него было колоссальное обаяние. Он такой большой, улыбчивый, остроумный, — вспоминает Хачатурян. — Мы стали приятелями. А позже когда я работал над музыкой к кинофильму «Братья», то предложил ему написать тексты песен. Он не заставил себя долго ждать, через несколько дней принес стихи, которые прекрасно легли на музыку. Так мы скрепили нашу дружбу.
Но самым близким другом Фатьянова был владимирский писатель Сергей Никитин. Клара Никитина, вдова писателя, вспоминает:
— Алексей Иванович ушел в сорок лет, и Сергей страшно переживал смерть друга. Они практически каждый день созванивались, Фатьянов часто приезжал к нам. Он был такой шумный, такой всегда веселый и доброжелательный. Больше таких людей я на свете не встречала, хотя много повидала за свою долгую-долгую жизнь. Десятого ноября 1959 года был день рождения Галины Николаевны, Сергей Константинович собирался в Дом творчества в Малеевку и по дороге заехал ее поздравить. Мне Алеша звонит: «Кларетка, приезжай! Все приехали — актеры владимирского театра, брат из Вязников, только тебя не хватает». Но я не могла.

Мой лучший друг
В тот роковой для семьи Фатьяновых день с утра Галина Николаевна позвонила Кларе Никитиной и сообщила, что все в порядке, что Сергей уехал в Дом творчества. И вдруг вечером Никитин звонит жене: «Алеша умер».
— Я не поверила, потому что они часто меня разыгрывали, — вспоминает Клара Михайловна. — Говорю: «Можно шутить, но не так», и бросила трубку. Через минуту раздался опять звонок, на этот раз от Галины. Я тотчас поехала в Москву на ночном поезде. Ехала и понимала, что они меня разыгрывают. Я даже таксисту сумку оставила, потому что собиралась потом обратно ехать на вокзал. Поднялась на третий этаж, дверь квартиры открыта, людей полно. Было впечатление, что вся Москва там собралась. Тут я ощутила, что действительно случилось страшное. После похорон я уехала во Владимир, а на следующее утро мне звонит Галина: «Клара, ты только не пугайся. Сережу увезли в больницу, у него инфаркт».
В своей записной книжке Сергей Никитин оставил запись: «Мы называли друг друга «мой лучший друг». В звучание этих слов вкладывалась ирония, но смысл их буквален. Трудно себе представить более русского человека, чем Алексей Фатьянов. Его достоинства были русскими, его недостатки были русскими, его внешность была русская. Сей час мне нельзя писать о нем. Потому что все написанное было бы личным выражением моего горя. А надо рассказать о человеке. Не всякий пишущий стихи — поэт. Фатьянов был поэтом во всем».
В тот день фатьяновские песни звучали в исполнении владимирских, вязниковских, рязанских и московских артистов. Заслуженные и народные, молодые и убеленные сединами, они самозабвенно пели знакомые и до боли родные мелодии, так замечательно подчеркивающие всю прелесть стихов Фатьянова. Годы идут, а песни не стареют. Уже прошел пятьдесят один год, как нет Фатьянова, а песни его живут. И рождаются новые! В ЦДЛ члены литературно-музыкальной студии Александра Васина-Макарова исполнили песню «Нездешние», мелодию которой сочинил московский учитель словесности Федор Романов. На это его вдохновила поэзия Алексея Фатьянова.

Многие из произведений рано ушедшего поэта стали народными при его жизни, отодвинув в тень имя их создателя. Вместе с новой книгой Алексей Фатьянов вернулся к тем, кто его помнит, любит и поет. Вернулся, чтобы приобрести новых друзей.

Ольга Вознесенская

Поделиться новостью

Добавить комментарий