В пойме Клязьмы под Вязниками
Это было в Вязниковском районе Владимирской области в пойме реки Клязьмы . Сам я живу в Коврове, но путевку беру всегда в Вязниковском охотхозяйстве. Нравятся мне здешние места: заливные луга, поросшие кое-где кустарником, где часто можно встретить коростелей, покосы около деревень, где можно поохотиться с собакой на дупелей и перепелов, ну и конечно, долы, бакалды, озерины, где царство уток. Местных охотников здесь предостаточно, но подружейных собак, да еще хорошо натасканных «по перу», держат единицы. Основная масса имеет зверовых собак – лаек и гончих. Поэтому большинство охотников приезжают на открытие, как говорится, отметить праздник души, и два дня, я вам скажу, такая канонада стоит…
Открытие охоты в этом году задержали из-за пожаров. Я всегда отпуск беру в августе на три недели. А тут охоту закрыли.Что делать? И патроны закуплены впрок, и у ружья ложе поменял на новое, и собаку каждый день по
три километра гонял, чтобы рабочую кондицию не потеряла. Сам я держу русского охотничьего спаниеля по кличке «Бархат». Кобель у меня опытный, натасканный по перу, как никак седьмой год пошел.
До окончания отпуска остается неделя, тут и погода переменилась — наконец-то пошли дожди, и пришла радостная весть:охоту открывают.
Решил: на открытие не поеду, а пойду после выходных в понедельник — и народ разъедется, и подранков поищем, и так походим, побродим, воздухом свежим подышим. Охота, как говорится, дело интимное.
Утром проснулся — на улице заметно похолодало: морось какая-то, слякоть, брр… Ну, думаю, дома погоду не выберешь, оделся. Пес мой так и вьется юлой около меня, прыгает — сообразил куда мы собираемся. Пока до места ехали, и дождик прекратился, и облака поредели, и даже солнышко проглянуло, ветерок несильный, нежарко. Не погода, а благодать. Вышли в поле. На первой же бакалде пес мой из осоки вышугивает утку, но утка почему-то не взлетает, а плывет от него. Что такое ? Сообразил — подранок. А утка тут же — раз! — и нырнула. Смотрю внимательно на противоположный берег, так и есть: метров через двадцать выныривает и шмыг в осоку. Ну что ж, надо обходить. Командую собаке, показываю направление. Пошли… Смотрю, Бархат взял след, а я уже стою, ружье наготове, к плечу, палец на курке. Тут уже мешкать нельзя: выставит собака утку на воду, проплывет она метр-два и опять занырнет — начинай все снова. Но у нас же тандем, работаем в паре — охотник и собака. В ообщем, взяли мы эту утку с первого раза. Ну что ж, почин есть, идем… Дальше начался тростник, протока, местами попадаются открытые места с озерцами воды. Тростник высокий, очень густой, идти сквозь него трудно, поэтому я иду вдоль него, а Бархат — молодец! — пошел тростником, только и слышно, как вода хлюпает. Вдруг слышу — тяв…тяв… И из тростника вылетает утка, летит мимо меня метрах в двадцати, как в тире. Стреляю навскидку. Мимо. Утка летит дальше. Выцеливаю вторым, веду, делаю упреждение, стреляю. Что такое? Опять мимо! Утка летит дальше, начинает набирать высоту, пролетает над кустами. Эх, ругаю себя, мазила!.. И вдруг утка начинает снижаться за кустами и исчезает. А места-то эти я хорошо знаю. Там, за кустами, поле, дальше протока с зарослями тростника, дальше опять кусты непролазные. Где она там упала — поди сыщи ее! Ну, дружище, вся надежда на тебя. Подзываю Бархата, идем с ним за кусты в том направлении, куда утка упала. Началось поле, ветер как назло в спину. Ну, делать нечего, показываю направление, даю команду: «Ищи!» Пошли… Метров тридцать прошли — ничего, и вдруг Бархат делает резкий разворот на 90 градусов и влево по прямой верхним чутьем проходит метров тридцать. Смотрю — заковырялся. Командую: «Подай!»… Идет гордой походкой, высоко подняв голову, несет утку и подает мне ее прямо в руку. Ай да молодец! Ай да ты моя умница! Похвалил, погладил. И пес доволен, и я.
Пошли дальше… Начались коростелиные места: луговины, заросшие травой, кустарники, низины. Перезарядил ружье на девятку. Смотрю — Бархат хвостиком завилял, оживился, пошел нижним по следу. Я уже наготове, жду подьема. Пес — прыжками в высокой траве: ну, ну, сейчас будет! И — раз! — взлетает коростель. Я опять стреляю первым Мимо… Веду вторым, выцеливаю. Бах! Опять мимо! Коростель продолжает свой полет как ни в чем не бывало и садится метрах в тридцати под большой куст. Эх (про себя), мазила!.. Ну ладно, думаю, наведу на перемещенного — пусть собачка поработает. Показываю направление, командую «Вперед! Ищи!» Бархат пошел, отметил место сидки и нырнул в куст. Я стою метрах в десяти, жду. Нет и нет. Вдруг вижу — несет коростеля в зубах, подходит ближе, а коростель-то живой. Ничего не понимаю: неужели живого поймал? Забираю, осматриваю, а у коростеля лапа левая перебита, висит. Оказалось, он, когда сел в куст, ни взлететь не смог, ни убежать. Вот так получилось, что наводил на перемещенного, а добрал подранка. Ну что ж, как говорится, с полем! Довольные, идем к машине. А завтра уже на работу…
Хочу пожелать всем интересных охот с их четвероногими помощниками!