//   Погода:
Новости

Прошлое и настоящее деревни Роговской. А есть ли будущее?

Увеличить картинкуУвеличить картинкуНаш род Пахомовых ведет свое начало из небольшой деревни Роговская Вязниковского района. В этой статье пойдет речь о ее истории, которую составила моя мама по архивным документам и воспоминаниям своего отца Ивана Васильевича Пахомова.
Вначале обратимся к этимологии названия «Роговская». По архивным данным 1756-1899гг., в описи имеется упоминание «Межевая книга пустоши Роговой». Возможно, жил здесь некогда Рогов. Отсюда и название – деревня (чья?) Рогова. В других архивных документах упоминается деревня Роговская. Это связано с названиями местных деревень Митинская, Маловская и др. Деревня чья? Рогова — Роговская; Митина — Митинская; Малова – Маловская. Место, где располагалась деревня, напоминало возвышение в виде рога. Видимо, подметив эту особенность, и назвали это поселение Роговская.
Как видите, единого мнения по происхождению названия деревни нет. Но все версии имеют право на существование.
Теперь же обратимся к историческому прошлому этого места.
Первые упоминания о деревне в архивных документах встречаются, начиная с 16-го века. Из воспоминаний Семена Алексеевича Пахомова (моего прадеда) и его отца Алексея Пахомовича в 18-м веке деревня располагалась вдоль дороги на д. Федорково. Она была небольшая, всего несколько десятков домов. Протянулась от «риги» (место хранения зерна) до реки Ерши. В то время эта река была широкая, полноводная, чистая и глубокая. Много рыбы водилось в реке, а особенно ершей. Отсюда и название реки — Ерша. Жители занимались земледелием и животноводством. Выращивали овес, рожь, картофель, овощи, лен-долгунец. Держали коров, овец, в каждом дворе была лошадь. Поскольку работа на селе была сезонной, мужчины стали заниматься отходническим промыслом. Когда не было полевых работ, они уходили на заработки. Деревня славилась мастерами плотницкого дела.
После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили свободу. Им стали давать землю, а на прежнем месте земли были неплодородными, поэтому
стали выбирать более благоприятные места. Так деревня переместилась на новое место, где она располагается и поныне.
По архивным сведениям 1859 года деревня находилась на проселочной дороге из г. Вязники к Гороховецко-Муромскому проселочному тракту («при речке Селезне, число дворов- 20, число жителей- 307, мужского пола- 138, женского пола- 169»), деревня была удельная. В 1905 году число жителей достигло 381, а число дворов 58. По дороге возили товары, гнали заключенных. Для этого на северной окраине деревни была построена небольшая пересыльная тюрьма, где меняли подводы и везли заключенных дальше до Сергиевых Горок. В деревне назначалось дежурство по одному месяцу. Нужно было подготовить подводу.
И сейчас близ деревни протекает речка Селезень (Селезна). Но мелиоративные каналы, проложенные в 60 – 70-е годы, испортили ее и она обмелела, стала узкой, мелкой, а раньше в весеннее половодье доходила до самой окраины деревни. Название говорит о том, что когда- то на ней селились дикие утки, а селезни отличались особой красотой, как и сама речка.
В конце 19-го — начале 20-го века за рекой Ершей, на возвышенности, в живописном месте располагалась усадьба фабриканта Смолякова. У него работали наемные работники. Усадьба была хорошо обустроена. Добротный дом окружали сад, огород, живая изгородь. В небольшом отдалении от дома располагались фермы, сараи, амбары, погреба. По периметру на случай пожаров усадьба была окружена рвом и канавой. Планировкой занимались специалисты. До 60-х годов 20- го века следы усадьбы были заметны: росли яблони, груши, декоративные кустарники. Ямы свидетельствовали о прежних разрушенных постройках. Место отличалось удивительной живописностью в любое время года. Называлось оно Часовенкой. Видимо, для службы у фабриканта была своя часовня. Экстенсивный путь ведения сельского хозяйства в начале 70-х годов заставил руководство совхоза распахать Часовенку, а деревья выкорчевать. Так исчезло прекрасное место. Не укрепленный склон размывался талой и дождевой водой, стали формироваться промоины и рытвины.
К началу 20-го века деревня была бедной. Дворы покрыты соломой. Это приводило к частым пожарам. Первый из них погубил несколько домов. Второй пожар был очень сильный, сгорела вся середина деревни. После этого более обеспеченные хозяева стали строить каменные палатки, чтобы сохранять имущество — сундуки с «добром». Дома начали строить добротнее, особенно в период НЭПа, когда появился в продаже строительный материал. Крыши стали делать железные или черепичные. Главными в хозяйстве считались хорошая лошадь, красивая сбруя и удобная повозка. В доме же обстановка была простая: полати, лавки, деревянные кровати, стол.
Болезненным был период коллективизации, многие зажиточные семьи были раскулачены. Перед Великой Отечественной войной в деревне было около 100 домов, примерно 500 жителей, староста выбирался из числа самых достойных. Он следил за порядком, устанавливал, где строить дом, сарай, баню, забор. Дома и заборы располагались по ровной линии. Соблюдалась пожарная безопасность. Жители работали в колхозе и на льнопрядильно-ткацкой фабрике «Октябрьская», национализированной и сохраненной после фабрикантов Смоляковых. В середине деревни был пожарный сарай, в котором стояла ручная конная пожарная машина, хранились пожарные рукава. Неподалеку стояла часовенка с иконами для крестного хода на случай праздников и пожаров. Главным очагом культуры был клуб, гулять в который приходили из соседних деревень. Деревня Роговская славилась своими гармонистами. Молодежь умела работать и веселиться.
Все это оборвала война. 22 июня 1941 года праздновали старинный традиционный деревенский праздник – «молебен». Он всегда приходился на жаркий сезон, люди просили Бога о дожде и проводили молебен. И в этот раз по традиции в каждой избе было много гостей. Все весело гуляли: пели песни, играли на гармонях. Около полудня по радио голос диктора известил о начале войны. И на другой день первые добровольцы отправились на сборные пункты. Из каждого дома мужчины ушли на фронт. Пришлось повоевать и самым молодым.
После войны зажили спокойно, постепенно восстановился прежний ритм жизни. К началу 80-х годов близ деревни была ферма совхоза «Октябрьский». Окружали деревню обработанные поля, сенокосы, пастбища, ухоженные леса. Молодым семьям предоставляли благоустроенные квартиры в деревне Октябрьская — на центральной усадьбе совхоза и рядом с фабрикой. Но многие остались в своих родовых домах, укрепляли и благоустраивали их. Стабильно работал клуб. Там проводились вечера, демонстрировались фильмы, работала библиотека, можно было поиграть в бильярд.
Но вот грянула горбачевская перестройка. Это оказалось похуже войн и революций. Развалился совхоз. Ферму разобрали всю до кирпичика. Растащили клуб. Фабрика обанкротилась. Молодежь разъехалась по городам в поисках работы. А те, кто остался, в большинстве своем пропадают от алкоголя. Жилых домов сохранилось немного, менее 50, считая те, в которых живут только летом. Преобладает население преклонного возраста. В школу ходят только двое детей. За последнее десятилетие родился всего один ребенок. Деревня вымирает. Ее ожидает участь исчезнувших деревень 60-х годов, а ведь с исчезновением деревень уходит история, традиции, ремесла, память.
Но мы всё же надеемся на позитивное будущее нашей деревни. Роговская расположена на пригорке, это тихое экологически чистое место. Она окружена лесом, в километре от нее проходит трасса Вязники – Муром, город Вязники находится в 20 километрах от деревни. Около Роговской бьет родник или ключ, как его называют, вода там удивительно чистая и вкусная, очень полезная. Клуб в деревне уже растащили, но вот памятник солдатам Великой Отечественной войны сохранен. Каждый год 9 мая школьники возлагают венки и поздравляют ветеранов.
Я думаю, многие люди хотели бы остаться на своей малой родине, проблема в главном – условиях существования. Работы нет в деревне, нет и в соседних поселках, нужно ездить в город. Некоторые так и живут. Но зимой особенно видны трудности жизни в деревенских домах – газ только баллонный, вода в колодцах, нужно топить печки, бани. Возможно, налаживанию быта в деревне помогло бы проведение природного газа в дома. Газопровод высокого давления проходит примерно в 2-3 км от деревни, но энтузиастов в деле проведения газа пока нет, тем более что стоит это больших средств.
Но все-таки хотелось бы верить в светлое будущее деревни Роговской и ее перспективы на завтрашний день.

В. ПАХОМОВА, Е. БРЕЛЬ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий