//   Погода:
Новости

Чудный лагерь

Увеличить картинкуОб этом лагере, раскинувшем на месяц свои палатки в Большевысокове, узнала совершенно случайно. Один знакомый спросил: «Не знаешь, что за чудной лагерь у нас в районе появился? Дети какие-то там странные, все — в очках…»
Я не знала. Но решила узнать. И не пожалела.

Дети там, действительно, чудные. Впрочем, и взрослые – им под стать. Например, заместитель руководителя лагеря по хозяйственной части встретила нас в костюме пирата. На поясе – нож-кинжал. Бутафорский он или «всамделешный» — уже и неважно. Здесь все поражало, удивляло. Все хотелось сфотографировать, к каждому ребенку пристать с вопросами. В результате удар моего журналистского любопытства принял на себя руководитель лагеря Владимир Алексеев, он же – учитель биологии Московской школы «Интеллектуал» для одаренных детей, он же – выпускник биофака МГУ, он же – один из старожилов лагеря или, точнее сказать, летней экологической школы: кочует с ней с 1993 года.
Почему кочует? Да этой летней экологической школе (ЛЭШ) не сидится на месте. Вот уже 21 год она перебирает различные области центральной полосы России. То в Нижегородской обоснуется, то в Костромской… Вот и до Владимирской добралась.
— 21 год добиралась? – ревниво интересуюсь. — Вроде область наша соседняя с Московской, да и красивая очень, лесная, зеленая. Самое то для экологов.
— Все не так просто с выбором места для ЛЭШ. – поясняет Владимир Алексеев, — Мы стараемся уехать подальше от Москвы, через область, но не очень далеко, так как это уже дорого получается, ведь лагерь организован коллективом энтузиастов. Преподаватели в нем работают на волонтерской основе, то есть бесплатно.
Начинался этот полевой образовательный лагерь как экологический, но постепенно «оброс» физиками, математиками, гуманитариями. Вот уже 7 лет организует его Московская школа «Интеллектуал». Многие преподаватели тоже оттуда, но не только: половина связана с МГУ, есть и из Московского гуманитарного университета, а женщина-пират — преподаватель истории искусств Московской художественной школы…
За 20 с лишним лет своего существования полевой образовательный лагерь обзавелся своими правилами поведения, требованиями к месту выбора очередной своей летней стоянки. Населенный пункт не должен быть большим и даже средним.
Лишнее внимание ЛЭШевцам не нужно. Они и без того весьма приметные. В этом небольшом населенном пункте должна быть приличная школа, чтобы не менее 10 кабинетов для проведения занятий. Все-таки лагерь-то образовательный, не будем об этом забывать.
Рядом со школой нужен лес – место, где и будет разбит лагерь. Готовят повара, помогают дежурные по кухне. Все преподаватели, а их здесь 30 на 100 детских душ, кроме научных своих достижений и соответствующего образования, имеют какой-то полезный для лагеря навык.
Здесь все приходится делать самим, а потому дисциплина обязательна. Хотя с ней в этом необычном лагере дела обстоят тоже весьма необычно. Ограничений мало: сухой закон, школьники не курят. Преподавателей стараются подбирать некурящих. Если же кто-то из них и одержим пагубной привычкой, то демонстрировать ее он не должен.
День здесь организован следующим образом: подъем, в 9.00 – завтрак. Далее – обязательные занятия, по которым потом сдается зачет. Занятия эти могут быть как лекционного плана, так и практического, есть и походные циклы. С 14.00 по 15.00 – обед, после которого факультативы. Факультатив каждый волен выбирать себе по душе. Есть по театру, волейболу, бисероплетению, танцам, палеонтологии, модальной логике…
Я была в ЛЭШ как раз во время факультативных занятий. Картинки взору открывались удивительные: сидящие на корточках в школьном коридоре дети, что-то увлеченно пишущие в тетрадях. Пластиковая доска, повешенная прямо на окно. Перед ней – школьная скамья. На ней – трое, одна из которых прикорнула, согнув загорелые ноги в сандалиях. На экране преподаватель что-то пишет, какие-то математические знаки и формулы. Двое бодрствующих увлеченно за ним записывают, держа на коленках блокноты. Едва заметный поворот головы в сторону нового лица, и далее – в блокнот. В нем – что-то математическое и им гораздо более интересное.
И такие сценки повсюду. Факультативные группы размещаются как и где им угодно: под деревом возле школы, в лагере у костра, тут же могут приниматься зачеты…
Кстати, после месяца в ЛЭШ дети не получают никаких официальных документов, которые могли бы дать им преимущество при поступлении в ВУЗ. Но с поступлением в ведущие и престижные учебные заведения у этих детей и так проблем не возникает. Как говорит Владимир Алексеев, 90% «их детей» с первого раза принимаются в желаемый ВУЗ.
Другое дело, что попасть в ЛЭШ довольно непросто. Число желающих всегда превышает возможности лагеря. Существует открытый конкурс, система собеседований, межрегиональных олимпиад, задания которых рассылаются по максимальному количеству адресов российских школ. По их результатам отбираются наиболее талантливые дети…
Дети здесь разновозрастные – от окончивших 6 класс до 10-классни-ков. Выпускники 11 классов, занятые поступлением в ВУЗы, сюда только в гости приезжают. Тянет их сюда неудержимо, потому что здесь интересно. Они рвутся из комфортных городских квартир в палатки, от привычной маминой стряпни – к полевой кухне, от одиночества непонимания – в атмосферу себе подобных.
Они такие разные: общительные и замкнутые, солнечные и угрюмые, и в то же время они все – «на одно лицо». Они – увлеченные. У них такие чудесные глаза! Чудные!

Наталья БАРЫБИНА.

Поделиться новостью

Добавить комментарий