//   Погода:
Новости

«А сам я есть боец»

В августе мы вспоминаем поэта-земляка Юрия Васильевича Мошкова. Это был тонкий лирик, мастер поэтического слова, оставивший яркий след в поэзии, отдавший дань прозе, газетной журналистике, библиофил и шахматист. Вязниковцы чтят память своего поэта: «Не забыли Вязники поэта, Юрия Мошкова, эрудита», — писал в одном из своих стихотворений Иван Захаров. Музей песни ежегодно проводит Мошковские чтения, на которых происходит знакомство с новыми страницами жизни и творчества поэта-земляка.
В этом году члены литгруппы посвятили одно из своих занятий его творчеству. Учащиеся школы интерната № 1 под руководством Ирины Борисовны Горбушиной собрали богатый биографический материал о поэте. Два года назад увидел свет сборник стихов поэта «Слышу ландышевый звон», вышедший во Владимирском издательстве «Калейдоскоп». Это наиболее полное собрание стихов поэта. Книгу можно найти в городских, поселковых и школьных библиотеках.
В прошлом году было подготовлено репринтное издание «Запоздалого дневника», в котором Юрий Мошков, будучи известным автором стихов, рассказов, лирических повестей, прослеживает свою жизнь с самого раннего детства. Дневник дает ценный биографический материал и является источником сведений по недавнему прошлому нашего города. Историко-художественный музей хранит архив поэта, его творческое наследие, которое еще ждет своего вдумчивого и заинтересованного разработчика. Но что-то мы уже сегодня можем предоставить вниманию читателей.
Как известно, Юрий Васильевич записывал стихи в общую тетрадь, обязательно ставя под ними дату их написания. В конце тетради, как правило, составлял оглавление с указанием названия стихотворения и номером страницы – все, как в настоящем сборнике стихов.
В биографии поэта мы читаем: «Во время Великой Отечественной войны Юра послал отчиму А.И. Бандолину (его он называл отцом) на фронт свое стихотворение. Его опубликовали во фронтовой газете, а у 13-летнего подростка завязалась переписка с бойцами. Их письма он хранил всю жизнь». В архивных папках, в одной из общих тетрадей мы находим много стихов, помеченных годами войны. Какое из них было послано на фронт? Может быть это: «Шлю я письмо на рубеж боевой, где орудийный раскатистый гром…» («Письмо»). Или это: «Лети, письмо мое, быстрее, достигни фронта поскорей, из тыла весточкой простою сердца фронтовиков согрей» («Письмо на фронт»). Оба стиха датированы июлем 1942 года. А вот строки из стихотворения «Почтальон»: «Почтальон, любимец фронтовой! Под огнем в окопы проезжая, принеси бойцу листочек мой, пусть о доме радостно мечтает». Стихотворение помечено 11-м августа 1942 года. Юрию исполнилось в этот день 14 лет.
Подросток, мальчишка, а какой гражданский темперамент, боевой дух! Поражают такие стихи, как «Лицо врага» («Лицо врага нахально, рыхло, мерзко…»), «Котик», в котором, мстя за убитую фашистом хозяйку, мирный ласковый до этого котик: «На немца прыгнул, в глаза вцепился…». Или, скажем, «Дозор», где несколько школьников во главе с учителем, вооруженным берданкой, берут в плен немецкого парашютиста-диверсанта. Но безграничной сыновней любовью проникнуты стихи, посвященные нашим бойцам: «Скрылся «Ястреб» краснокрылый, снова тихо, шума нет, а тебе, защитник милый, пожелаю я побед!» («Ястребок»). Теми же чувствами проникнуты стихи: «Снайпер», «Вы – герои», «Баллада о партизанах». Юный поэт и сам ощущает себя бойцом: «Перо и стих – оружие, а сам я есть боец, я фронту помогаю, пусть знает мой отец», — пишет он в зачине большого стихотворения (по сути первой юношеской поэмы) «Отец защищает Родину»: здесь есть вступление, деление на главы («Отъезд», «Бой»).
Конечно, в стихах подростка еще много детского, мальчишески наивного, они еще далеки до совершенства – все это придет к Юрию Мошкову позже. Удивляет серьезность подхода к материалу, недетская тематика стихов, хотя и детство, школа, также находят в них место. А больше всего удивляет количество. Ведь, как известно, «многопись», стремление к самым разнообразным формам (у Юрия Мошкова находим в этой тетради баллады, рассказы в стихах, и даже былину) поэтического высказывания – признак большого таланта. Но особенно привлекает внимание стихотворение, где образ войны сливается с грозой, которая является ее поэтической метафорой. Здесь сквозь отроческую незрелость уже проглядывает будущий мастер стиха, мыслящий поэтическими образами. Вот это стихотворение:
Гроза
В раскрытое окно грозой подуло,
И небо стало черным и седым,
И свежесть ветра тяжестью пахнула,
Как будто в ней свинцовый едкий дым.
Раскаты грома, точно гром орудий,
В мозгу всплывают тысячи картин:
Идут в атаку со штыками люди,
Вокруг гремят разрывы бомб и мин…
Чу, молнии на небе засверкали,
И в голове картина пред тобой:
Огонь и дым, и блеск холодной стали –
То танки, шедшие в горячий бой…
Плитой чугунной облака нависли…
Гроза нависла над родной страной.
Опять в мозгу тревожащие мысли,
И снова видишь мир совсем иной.
В сражениях жестоких защищая
Свободу, честь подумают бойцы:
Пройдет гроза и солнце заблистает,
Победа побежит во все концы.
Стихотворение написано 13-летним подростком 16 июля 1942 года. Думается, что в год 65-летия Великой Победы уместно вспомнить эту раннюю страничку творчества нашего замечательного поэта Юрия Мошкова, который ощущал себя в эти годы настоящим бойцом, защитником Родины, с поэтическим пером в руке. Напомним, что 11 августа Юрию Васильевичу исполнилось бы 82 года. Вязники помнят своего поэта.

Сергей АПОСТОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий