Хроника одного горячего дня
40-градусная жара держится второй месяц. К концу июля огнем уже охвачены тысячи лесных гектаров центральной России, особенно сильно горят массивы в Подмосковье, Ивановской, Нижегородской областях. Во Владимирской области огнем уничтожены 57 домов, более 130 человек остались без крова и имущества. В 7 регионах Центральной России Указом Президента введен режим чрезвычайной ситуации.
Пожарные вязниковского отряда уже неделю, практически «безвылазно» работают в зоне заречья, на границе с Ивановской областью. Пока им удавалась сдерживать и останавливать пожары, угрожающие перекинуться на Вязниковские леса в районе деревни Бурино, озер Кщара, Большие Гаравы и Санхар.
Ситуация изменилась в ночь на минувшую пятницу. Верховой огонь, стремительно перемещающийся по макушкам деревьев и подгоняемый порывами ветра, смог прорвать оборону в районе озера Санхар. По словам очевидцев, он «пролетел» по темному лесу со звуком реактивного самолета, оставляя после себя полыхающие деревья, дым, пепел и падающие на головы людей головешки.
За несколько часов в район деревни Бурино были стянуты основные силы местного МЧС. На помощь прибыли пожарные машины из Владимира, Коврова, Гороховца, сформировано несколько отрядов добровольцев, а из областного центра в Вязники вылетели два вертолета…
1 АВГУСТА
В воскресенье я приехала в Бурино, где разместился оперативный штаб по ЧС. В поселке царили покой и тишина, воздух дышал утренней свежестью, и красные пожарные машины инородным пятном смотрелись на изумрудном фоне густой листвы. Впрочем, очень скоро стало очевидно, что эта иллюзия спокойствия хрупка и может разбиться за несколько секунд.
Прямо на земле рядом с «боевой» техникой, пользуясь минутами отдыха, спали несколько пожарных. Исполняющая обязанности главы района Лидия Ильина отдавала по телефону какие-то распоряжения, здесь же был и заместитель главы Вязниковского района Игорь Зинин, и представитель областного управления МЧС.
— Ночью Бурино отстояли, — освободившись, рассказала Лидия Филипповна, — но ситуация остается сложной, объявлена готовность к эвакуации. Практически все люди и техника сейчас работают в лесу, трактора производят опашку, расширяются минерализованные полосы, подключили БАТ (большой артиллерийский тягач).
Между тем в «эмчеэсовский» «УАЗик» стали грузить пищевые пайки, и через несколько минут машина уже колесила по буринским дорогам.
Наш путь лежал к озеру Кщара через местечко, называемое «Каменный переезд», где работала группа пожарных. Вместе с нами поехали и трое лесников с пилами. Их надо было доставить на рубку леса и разбор завалов на дороге. Машина, вздымая песчаную пыль, сквозь болота и торфяники ехала к людям, пытающимся противостоять огненной стихии. По обеим сторонам, буквально в нескольких десятках метрах от дороги, чернел обуглившийся сосновый лес. Мои спутники с опаской поглядывали на появляющиеся по горизонту белые облака:
— Там верховой огонь снова начинает подниматься, — заметил кто-то из мужчин. – Видимо, ветром раздувает, где вчера тушили, и с другой стороны тоже…
Все понимали, что это значит, и водитель Алексей до упора выжал педаль газа. Ехали молча… На Каменном переезде не на долго задержались, высадили пильщиков, спасатели раздали пайки уставшим, работающим уже вторые, а кто и третьи сутки людям; уточнили, есть ли запас горючего для техники…
На Кщаре мы встретили начальника ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы» Сергея Митрофанова. Передали через него еду для спасателей и лесников, тушащих огонь в лесу. Сергей Александрович распорядился перевести часть пожарных из Бурино на дежурство в городские части, чтобы те хоть немного отдохнули «не на земле», а из ПЧ спасателей перебросить в лес. О «командировке» домой и элементарной возможности выспаться речи не шло. Заменив Митрофанову севшую рацию на новую, мы поехали назад, вдоль очень красивого и пустынного озера, тихая гладь которого в этот час была подернута толстым слоем серого пепла. «УАЗик» начальника МЧС, пропылив по дороге, скрылся в лесу, над которым уже густыми клубами поднимался серо-черный дым.
НАЧАЛОСЬ!
В Бурино в машинах, не прекращая, «кричали» рации: вызывали, просили доложить обстановку, звучали позывные…
— Спасибо вам огромное, ребятки, – сказали, подойдя к оперативному штабу, несколько местных женщин.- Первый день у нас дышать можно, а то ведь и окна, и двери не открываем. Ночи не спим, страшно. Документы собрали, некоторые жители даже детей увезли в город…
Иллюзия спокойствия рухнула в один миг:
— С Ивановской области идет верховой пожар на Санхар! Ветер сильный, мы огонь не удержим, – прокричал из рации женский голос. – Другой пожар идет на Кщару. Вертолеты помогают, но много «мажут»! У нас ситуация критическая! Нужна помощь!
За секунду, в которую кто-то тихо успел сказать «началось», все изменилось. Тишина взорвалась многоголосьем разговоров и телефонных звонков. Одни отдавали указания, другие запрашивали штаб, что им делать, третьи выполняли. Игорь Зинин приказал направить на Санхар автобусы для эвакуации местных жителей и объявил «готовность №1». Лидия Ильина звонила губернатору и просила помочь вертолетами. Глава администрации города Валерий Ильин и его заместитель Николай Прихода отправились на Санхар. Туда же из Малых Удол выехала глава местной администрации Елена Максимова. «По тревоге» подняли милицию, а в Бурино прибыл ее начальник Сергей Поботкин.
Через несколько минут стало известно, что губернатор отдал распоряжение по авиации МЧС, и два вертолета с пожаров в Меленках перенаправлены в Вязниковский район. Сюда же едет и сам руководитель региона.
Тем временем на технике МЧС вывезли из очага пожара группу добровольцев из 27 человек. В местном клубе их накормили, а дежурившая здесь пожарная машина и «УАЗик» с лесниками были отправлены на подмогу к озеру Санхар.
До Кщары в тот день добраться мы так и не смогли. Уже на подходе к озеру колонну остановил Сергей Митрофанов и приказал возвращаться.
— Выводите людей, – скомандовал он. – Там кошмар. Верховой огонь идет с огромной скоростью, образовалось несколько новых очагов. Все, что вчера спасли, сегодня сгорело.
Следующие полчаса все, кто остался в Бурино, провели в тревожном ожидании. Информация с места событий поступала противоречивая: по одним данным пожар сдерживали в двух километрах от Санхара, по другим — в четырех. Сотовая связь работала плохо, и дозвониться до населенного пункта не получалось.
А рация все «кричала», что огонь идет на Большие Гаравы и в сторону Бурино, где, впрочем, все уже и так видели белый дым, расстилающийся над кромкой лесной полосы.
— Он «перепрыгнул» опашку! Нам нужны вертолеты в четвертый, пятый, шестой квартал. Пусть бросают на открытый огонь, — продолжала информировать главный лесничий военлесхоза…
ГУБЕРНАТОР
Приехавший в пятом часу вечера Губернатор Владимирской области Николай Виноградов, быстро ознакомившись с ситуацией, дал команду взять на воздушный борт сотрудника МЧС с рацией, чтобы пилотам было легче ориентироваться по местам сброса воды. Также он распорядился направить в Вязники тяжелую технику. Николай Виноградов вместе с Сергеем Митрофановым отправились в объятый пламенем лес.
По возвращении их ждали нерадостные новости – Кщара горит, сгорела и сторожка лесника. Огонь подходит к населенному пункту Санхар. Там уже начали эвакуировать местных жителей. Нужна дополнительная помощь.
В сторону указанного населенного пункта, через озеро Юхор, пошла дежурившая в Бу-рино пожарная машина, а вслед за ней внедорожник губернатора. Меня взяли с собой.
По дороге Николай Владимирович рассказал, что Вязники в своей беде не одиноки и ситуация по лесным пожарам в области сейчас очень напряженная. Уточнил, что сильно горят Гусь-Хрустальный, Камешково, Меленки, Муром. Он много звонил по телефону, выясняя данные по количеству и расположению техники и людей; спрашивал, где в тушении участвуют военные. В дороге пришло сообщение, что после 12 часов непрерывной работы сломался БАТ, а у идущей впереди нас пожарной машины перегрелся двигатель.
Озеро Санхар встретило гостей великолепием русской природы, пустотой улиц в поселке и доносившимся из леса звуком работающих бензопил. Огня пока видно не было, но воздух был пропитан едким запахом дыма и гари. Участковый милиционер доложил, что все дачники эвакуированы, в поселке остались только местные жители, порядка 70 человек, отказавшиеся покинуть свои дома. Тем не менее два автобуса стояли наготове. Валерий Ильин, встретив Губернатора, проводил его на просеку, где местные мужчины и лесники валили лес, росший вблизи домов.
— Будем держаться, — сказал Губернатору старик, меняющий на бензопиле порванную цепь. Виноградов заметил, что люди переносят обрушившиеся на них испытание очень стойко, не паникуют и разумно планируют свои действия. Но все же не рисковать жизнями и в критический момент стоит лучше воспользоваться автобусами для эвакуации.
Одна из местных женщин тихо плакала, сидя на скамейке возле своего дома.
Шел двенадцатый час ночи. Мы возвращались. Навстречу нам, по направлению к Санхару, прошла колонна грузовых милицейских машин. Губернатор не выпускал из рук телефон, убеждая кого-то, что Вязникам завтра необходимы вертолеты, иначе «ребята здесь не справятся».
А в Бурино в это время началась эвакуация местного населения…
Ирина КУЗЬМИНОВА.
P.S. 1 августа состоялся телефонный разговор между Президентом РФ Дмитрием Медведевым и Губернатором Владимирской области Николаем Виноградовым. Сразу после разговора Министерство обороны отдало приказ о выделении в помощь владимирским спасателям нескольких единиц боевой техники. Также решено было оставить в регионе воздушную группировку сил МЧС.
Вечером 1 августа 10 БАТов проводят работы по созданию минерализованных полос вокруг населенных пунктов, которым угрожает огонь.
Утром 2 августа Николай Виноградов сообщил: «Удалось отстоять от огня населенные пункты Бурино и Санхар на севере региона, где была проведена частичная эвакуация жителей. В Вязниковском районе в тушении пожаров принимает участие авиация МЧС».