//   Погода:
Новости

«Чтобы всё скворчало»!

Увеличить картинкуЗная многих руководителей на «журналистском расстоянии», то есть не слишком близко, чтобы за деталями не разглядеть целого, но и не в отдалении, мне особо понятен Ян Павлович Захаров. Памятен он одной своей выдающейся особенностью.
Часто пишут, что Я.П. Захарову принадлежит идея и инициатива организации Фатьяновских праздников. Это не совсем верно. Первое небольшое мероприятие в честь Фатьянова организовали энтузиасты-литераторы сами. А Ян Павлович немедленно разглядел в этом начинании большое будущее, поддержал инициаторов, подключил, как сейчас говорят, административный ресурс, чтобы из локального действа, некоего междусобойчика, праздник превратился в настоящее торжество.
Нет, Ян Павлович никогда не был генератором идей. Его заслуга совсем иная: он, как никто другой, мог слету в череде суетного увидеть ценное начинание и активно поддержать его. Говоря современным языком, он был талантливым менеджером. Причем, менеджером как производственной сферы жизни, так и сферы культурной.
Для талантливого управленца такого уровня свойственно одно очень важное обстоятельство: он оттого и талантлив, оттого и памятен, что никогда не тянет на себя одеяло славы. Он знает, что тот, кому положено знать о нем, и так все знает, а купаться в лучах славы – не его дело. В этом и есть, по-моему, настоящее призвание руководителя. Расставить всех по местам и, как любил шутить Ян Павлович, «чтобы всё скворчало»!
Это подтверждает и занимательна история с появлением в Вязниках титановой (!) стелы. Нигде, заметьте, ни в одном районном центре, да и областном, пожалуй, нет монументов из этого металла.
Мне на себе довелось ощутить эту, почти мгновенную реакцию на идею со стороны первого секретаря горкома КПСС Захарова. Это было в году 1980-м. Меня снарядили от музея к нему с бумагой. А относился тогда музей не к Вязникам, а к Владимиру, к делам города почти никакого отношения не имел, часто даже и в конфликт интересы вступали.
Ян Павлович бумаги тогда оставил, спросил о делах. А я, как научный сотрудник, давно носился с идеей повального обследования домов, подлежащих сносу. Тогда в городе шло поистине грандиозное жилищное строительство, люди переезжали из бараков, из ветхого жилья… Музей узнавал о выселениях не всегда своевременно, а ведь именно такими старинными постройками живут всегда закрома музеев. Люди оставляют ткацкие станки, старый сельхоз. инвентарь, резьба домов часто бывает интересна, а снять резные доски не успевали до бульдозеров и строителей.
Вот я и высказал Яну Павловичу идею: хорошо бы музею заблаговременно получать план на переселение людей в благоустроенные квартиры. Он чего-то черкнул в блокноте и… реакция оказалась мгновенной: горисполкому было дано указание, и мы получили план на целый год.
Такие примеры найдутся у каждого, кто сталкивался с Яном Павловичем.
Особое место в истории Вязников занимает эпопея борьбы Я.П. Захарова за размещение именно в нашем городе завода осветительной арматуры.
Рассматривались пять различных городов, которые должны были поставлять комплектующие для Волжского автогиганта. Среди претендентов Вязники были на последнем месте по разным параметрам, в том числе по стоимости строительства и отсутствию подготовленных кадров. Для первого секретаря из Вязников настала пора пробивания в московских кабинетах, «продавливания» доказательств, что именно этому текстильному городу на Клязьме позарез нужны рабочие места для мужчин. Демографическая ситуация складывалась так, что среди молодежи соотношение мужчин и женщин был 40 к 60-ти. Тогда даже «Правда» — главная газета страны, взялась помочь, разместив материал с призывом «Женихи – в Вязники!».
Затащить завод в Вязники – стало целью Яна Павловича. И он его сюда «затащил»! ЗАОА – его детище!
…Ян Павлович не был вяз-никовцем по рождению. Он родился в 1925 году во Владимире, но именно Вязники стали тем городом, где он реализовал свои лучшие качества руководителя.
Биография его незатейлива, как у большинства руководителей советского периода.
Не закончив Владимирский техникум, ушел на фронт. В 1944 году после ранения вернулся домой, доучился, получил диплом и десять лет работал на Владимирском тракторном, сначала технологом, потом начальником цеха. В 56-ом окончил заочно Всесоюзный машиностроительный институт и вскоре был избран секретарем парткома только что созданного Владимирского совнархоза. Потом, как принято было в те времена, партия направила учиться дальше, в Высшую партийную школу при ЦК КПСС. В сентябре 1965 года Ян Павлович Захаров избирается первым секретарем Вязниковского горкома партии.
Для юных читателей, которые совершенно не представляют роли партии в жизни тогдашней, скажу, что похожей должности теперь вообще не существует. Да, по сути, горком ничем не руководил, он направлял, воспитывал, подсказывал и главное, — не давал руководителям на местах спокойно жить. В горком шли простые люди со своими жалобами, и эти жалобы обязаны были рассмотреть в точно указанный срок и исполнить по ним принятые горкомом решения.
Связка была очень проста: скажем, директор льнокомбината не подчинялся горкому, но директор был членом партии. Если у него люди будут плохо жить, если сам он где-то проштрафится, он положит партбилет на стол горкома, а вышестоящее руководство отрасли тут же рассмотрит вопрос о его соответствии должности.
Таким образом, горком был на страже порядка и справедливости, а во главе Вязниковского горкома стоял талантливый менеджер, Ян Павлович Захаров.

Владимир ЦЫПЛЕВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий