Каким музею быть?
«Я поведу тебя в музей…» Эти слова врезались в память с детства не одного поколения россиян. Они – о назначении музея в жизни страны, города, его жителей. Они – о том, что история государства, культуры, людей, семей может быть воплощена в предметный мир музейных экспозиций и отразиться в нем, как в зеркале. Посетитель «посмотрится» в это зеркало и многое поймет о себе и о своей стране.
«Зазеркалье» музейной деятельности – дело профессионалов-музейщиков. В их силах и умениях сделать экспозицию запоминающейся, зрелищной, просветительской, а свидание с ней незабываемым. Нам, музейщикам, хочется, чтобы люди приходили не один раз, а снова и снова, чтобы музей стал для каждого его посетителя вторым домом.
Кто-то однажды и по какому-то случаю сказал, что знакомство с любым городом начинается с вокзала и музея, главных визиток культуры каждодневности и культуры вечности. Вокзал – символ людского передвижения, музей – символ человеческого наследия. Оба индексируют ситуации, связанные со всякого рода изменениями в обществе. И если вокзал — это пункт управления дорогами, то любому музею доверено управлять унаследованной от тысячелетий информацией.
Конец 20 — начало 21 века ознаменованы в России настоящим бумом музейного дела. Появляются все новые этнографические музеи, исторические, художественные, и все больше специализированных, музеев «одной идеи», типа Музея мыши, Музея петуха, Музея шоколада… Музеи до недавнего времени росли, как грибы, и только экономический кризис приостановил это дело. Будем надеяться, что на время. Но интерес к музеям не пропал. Они по-прежнему привлекают, будоражат, заставляют неоднократно заглянуть в него, что всегда любили делать наши земляки-вязниковцы Донат Обидин, Римма Гаврилова, Борис Симонов, Нина Гаврилова…
Конечно, провинциальным музеям сложнее выживать в реалиях экономического кризиса. У них нет грандиозных коллекций, как у центральных музеев. Экспозиции маленьких музеев зачастую базируются на конкретных событиях и ситуациях местного масштаба. Возможно, назрела необходимость выработки новой концепции развития провинциального музея 21 века. И эта концепция не должна быть только научной. Она должна быть принята обществом с учетом и анализом российского и мирового опыта.
Современный музей, и наш в частности, невозможен без шоу, которое помогает раскрыть зрителю-посетителю весь экспозиционный потенциал. Нужны не обязательные скучные экскурсии, а участие посетителя в музейном деле, действии. Можно плести, рисовать, лепить, петь, плясать – все в рамках дозволенного музейного пространства. Вещь представляется тогда в живой ситуации, а не в мертвой прозрачности стекла. Примером могут служить находки Владимиро-Суздальского заповедника: праздник огурца, гусиные бои, бег в лаптях…
Наш музей тоже проводит много торжественных и развлекательных мероприятий, порой в ущерб истинно-музейной работе, которая, как известно, не терпит суеты. Просто яркое, запоминающееся музейное событие, напрямую связанное с просветительской миссией, заставляет людей приходить в музей по нескольку раз. Эти люди становятся нашими любимыми, родными, уважаемыми клиентами.
Коснусь и финансового вопроса: денежной или так называемой фондовой политики. Денег много не бывает, а сейчас их совсем нет. Конечно, кроме бюджетного финансирования, музеи стараются зарабатывать сами, но на билетах в 10-20 рублей много не заработаешь. Спонсоры, меценаты… С ними тоже проблема.
Между тем, музеи нужны. Они – путевка в бессмертие культуры страны. Музеи должны быть. Они должны быть разными, такими же разнообразными, как наша страна, наши регионы и города. Нужны и роскошный Эрмитаж, и скромные районные музеи.
Людмила АНТОНОВА,
директор Музея песни ХХ века
Anton Mitenin
says:Полностью согласен по поводу музея 21 века. Его нужно сохранить. Это просто уникальное место по своей энергетике, уюту и теплому отношению к посетителям. Помню еще студентом техникума неоднократно возил туда гостей города во время Фатьяновской недели и празднования дня города. Каждый раз заново испытывал волнение и гордость, что музей песни есть именно в моем городе. Открывал для себя новые интересные факты во время экскурсии, до глубины души горд этим местом.
А энергетика музея просто творит чудеса. В конце каждой экскурсии гости вместе пели в караоке и вели себя так, что знали друг друга всю жизнь, да и нас в том числе.