//   Погода:
Новости

22 июня — День памяти и скорби

«Только он не вернулся из боя…»
Я хочу рассказать о человеке, которого знаю лишь по фотографиям и воспоминаниям близких и дорогих мне людей, но который дорог моему сердцу. Это — мой дедушка, Василий Герасимович Моисеев. Он не покидал войну, он в ней «прописался навечно», пропав без вести.
При необъятном количестве источников и литературы по Великой Отечественной войне ничего не известно о большинстве тех людей, что «растворились» в этой войне. Их судьбы – часть миллионных потерь. И потребовалось время, чтобы был начат грандиозный проект создания центрального банка данных – «Книги памяти».
Начало ему было положено в 1989 году с организацией обработки архивной информации по военнослужащим, погибшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В результате был создан единственный в мире, уникальный по своему количеству и содержанию центральный банк данных – «Книга памяти». В книге – более 20 миллионов сведений о погибших, умерших от ран, в плену, концлагерях, госпиталях, медсанбатах и… пропавших без вести в годы второй мировой войны.
Есть в ней запись и о моем деде: «Моисеев Василий Герасимович, 1910 года рождения, уроженец деревни Заборочье Вязниковского района, призван в армию в 1941 году. Сержант. Пропал без вести в мае 1942 года».
Я ни разу не видела деда. И о том, как он погиб, где и когда точно, уже никогда не узнаю. Единственные воспоминания о нем, обрывочные сведения о его последних годах жизни – это рассказы моей бабушки, его вдовы, Моисеевой Надежды Сергеевны, дочери, моей мамы и фронтовые письма деда.
Василий Герасимович родился в живописном уголке Вязниковского района, за рекой Клязьмой. Родители его – простые крестьяне. Семья была большая, кроме него еще четверо братьев и сестер. Четыре года школы, служба в армии, первая любовь, женитьба, двое детей, работа в колхозе «Путь Ильича» бригадиром, потом пчеловодом. О том предвоенном времени бабушка сохранила самые теплые и радостные воспоминания: жили дружно, все в деревне делалось сообща. Дед Василий любил играть на гармошке и петь частушки.
Весть о начале войны пронеслась от двора к двору очень быстро. Дед понял сразу, что война будет долгой. В 1937 году он овладел авиационными знаниями в Вязниковском аэроклубе. На планерах и на самолетах «У-2» осваивал азы управления авиационной техникой, учился прыгать с парашютом и совершенствовал навыки радиста.
Отсчет его военной службы начался уже в 1939 году. Ушел по повестке военкомата. Путь его лежал на Дальний Восток. Тогда над Халхин — Голом шли жестокие воздушные бои, где сражались и вязниковские парни. Из того далекого времени от деда сохранились четыре письма. В августе 39-го: «Нахожусь в дороге вторые сутки. Доехали до Перми. На нашей станции передал вам маленькую посылку». Из другого письма: «Живем в лощине, среди скал. Мороз до 40 градусов»…
Листочки, пожелтевшие от времени, исписанные химическим карандашом, «чуть живые»… Читаешь и думаешь о том, что все это было с твоим, «незнакомым» дедом: «Надя, на неделе схоронил своего товарища, который разбился. Он мстерский. Вы просите выслать фотографию, но в этих сопках нет ни фотографа, ни фото». А потом было возвращение домой, к жене, детям, к мирному труду. Но ненадолго.
1941 год – Великая Отечественная война. И снова – слезы, расставания, черные платки. Все войны похожи.
Деда призвали в 41-м. Служил в Тейково Ивановской области: военный состав 3269, первый батальон, вторая рота, третий взвод. Оттуда он слал письма в свою деревеньку. О себе писал мало, больше беспокоился о семье. Там, под Тейковым, в глухом лесу был штаб, готовящий солдат к предстоящим боям. Были маленькие временные аэродромы для «У-2», бойцы занимались изучением парашютов. Здесь формировались и обучались воздушно-десантные, артиллерийские и авиационные подразделения. Отсюда бойцы уходили и улетали туда, где шли кровопролитнейшие и жесточайшие бои. Из письма от 9 июля 1941 года: «Живем в землянках, стало холодно. Скоро буду прыгать с самолетов, спускаться на парашютах… Разика четыре придется приземлиться».
Последнее письмо от деда было получено в феврале 1942 года. Откуда оно было отправлено, неизвестно. В извещении от 9 декабря 1946 года за № 0312 написано: «Сержант Моисеев Василий Герасимович, находясь на фронте, пропал без вести в мае 1942 года»…
«Его убили на войне…
Он не отворит в избу двери.
Пришло известие жене о том, что… а она не верит.
Пришло известие давно, она ж не верит, вся – в надежде,
Что постучится он в окно, и жизнь опять пойдет,
как прежде…»

Иван Ганабин, вязниковский поэт.
Это стихотворение любила моя бабушка, которая, получив известие, что ее муж пропал без вести, так никогда больше не вышла замуж, дожила до 99 лет… с памятью о своем Васеньке.

Людмила АНТОНОВА,
внучка пропавшего без вести солдата.

Поделиться новостью

Добавить комментарий