Гонка с препятствиями
Спровоцировали этот рейд мотоциклисты. В весенне-летний период эти участники дорожного движения заметно активизируются и сотрудникам ГИБДД добавляют работы. Им, кроме выписывания штрафов и оформления протоколов, приходится наблюдать и последствия игнорирования мотоциклистами правил дорожного движения: аварии, травмы, поврежденную технику, трупы. Но те, кто собирает двухколесное средство передвижения в гараже, «на коленке», а потом выезжает из гаража, чтобы свое «произведение» опробовать, как правило, не задумывается о последствиях. Они же «просто катаются»!
«Мы не ездим, мы его возим»…
На один вечер на время рейда моими гидами по «бездорожью и разгильдяйству» стал экипаж ГИБДД ОВД по Вязниковскому району в составе инспекторов ДПС Сергея Соколова, Алексея Шавердина и инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения Ирины Шабалиной. Курс взяли на район, так как 99 процентов зафиксированных в этом году ДТП с участием мотоциклистов произошли на районных дорогах. Направление – на Никологоры, так как близлежащие места печально известны мотоциклистами-нарушителями, пополняющими статистику дорожно-транспортных происшествий.
Для начала – поселок Октябрьский. На дороге – скутерист без шлема. Документы в порядке, тон общения с инспекторами ДПС вежливый, без заискивания, спокойный. Отсутствию шлема дал вполне внятное объяснение.
Не успели далеко отъехать – стайка юных велосипедистов на дороге. Решили провести профилактическую беседу. Остановились. Дети, увидев сотрудников ГИБДД в форме и при кобуре, притихли. Один мальчик, из находчивых, заявил, отводя глаза в сторону от велосипеда, словно прося у него прощение: «Мы не ездим, мы его возим». Как «возить», по какой стороне и где, быстро и толково пояснила детворе Ирина Шабалина. Те, поняв, что сегодня штрафов не будет, заметно повеселели и даже поделились с инспектором своими знаниями правил дорожного движения.
Вообще манера общения с сотрудниками ГИБДД у всех участников дорожного движения разная: от лебезящей до агрессивно-грубой. Довелось в тот вечер стать свидетелем и откровенного хамства со стороны одного остановленного водителя. Простая проверка документов вызвала неадекватную бурю эмоций: «Я знаю правила! Вы не имеете права меня останавливать вне поста ГАИ! Что?! Работа надоела? У вас сокращения, я знаю! Допроситесь! Земля-то круглая! Еще встретимся!»… А пока он изливал гнев на «гаишные головы», его «пробили» по компьютерной базе данных административной практики: 18 нарушений за 6 лет водительского стажа. Может, от этого он такой нервный? Хотя скорее всего — наоборот.
«А мне все равно!»
Направление на Серково. Дорога пустынно-безлюдная, без какого-либо присутствия средств передвижения… Любуюсь очаровательным лугом, синими «озерами» люпина, как вдруг — мотоциклист с целым списком нарушений ПДД даже на мой, неискушенный взгляд. Мы — за ним. Он — от нас. Скорость нарастает. Погоня!
Через некоторое время, когда удирающий от патрульной машины ГИБДД мотоцикл сворачивает в поле, становится очевидным преимущество 2-колесной техники в условиях бездорожья. Но мы упрямо продолжаем преследование. Включенную сирену, световые сигналы и строгие приказы по мегафону остановиться ошалелый мотоциклист игнорирует. Напряжение погони нарастает. Когда видимость дороги переходит в очевидность полного бездорожья, Сергей Соколов принимает стратегическое решение: «Беги, — кричит он своему напарнику, — я тебя прикрою!»
В этот момент чувствую себя героем боевика, вернее — зрителем.
Машина замирает в колее. Силуэт одного инспектора ДПС исчез в контуре леса, силуэт другого — быстро удаляется… Однако! Обидно будет, если все усилия по поимке наглеца на мотоцикле останутся без результата. Ирина Шабалина между тем озвучивает список нарушений правил дорожного движения скрывшегося из вида: «Без шлема, пассажир тоже без шлема, неподчинение сотрудникам милиции. Госномер на мотоцикле старый, скорее всего техосмотр не пройден. Страховки скорее всего тоже нет. Неизвестно, есть ли водительское удостоверение…» По скромным подсчетам, «список» тянет на четыре тысячи рублей.
Вдали появляются очертания двух фигур. Различаем Алексея Шавердина, конвоирующего одного из нарушителей — пассажира мотоцикла. Самого мотоциклиста догнать не удалось. «Скинутый» им пассажир уходит в глухую несознанку: «Кто за рулем? — Не знаю. Как зовут? — Не знаю. — Где живет? — Не знаю».
«Не знал» он, и куда ехал, зачем, для чего канистра, что держал на коленях… Провалы в памяти носили избирательный характер. Кое-что несовершеннолетний К. все же помнил: свое имя, возраст, адрес, место учебы, наличие матери, на руки которой мы его и сдали. Пока везли домой, поговорили. Из услышанного сложилась безрадостная картина, повеяло безысходностью и какой-то обреченностью. Досада и раздражение уступили место жалости и состраданию. Мальчишка выглядел несчастным. Даже когда он «огрызался» на наши угрозы оштрафовать его на 500 рублей за езду без защитного шлема: «А мне все равно!», его все равно было жалко. Ограничились предупреждением.
Управление «без всего»
В тот вечер мы видели еще несколько мотоциклов, мгновенно растворяющихся в деревенских проулках, едва мы появлялись на горизонте. Не удалось от нас скрыться лишь «Запорожцу» без номеров — мешали четыре колеса. Да он особо и не пытался от нас «убежать». Остановился при первых же звуках включенной сирены. «Я бы и не убежал, — пояснил он позже, — у меня и тормозов-то нет».
Машина, собранная из запчастей, иметь госномера и не могла. На ней совершался пробный выезд после «реставрационных работ», который наш патруль так бесславно оборвал. Водитель — мастер-золотые руки, любитель «Запорожцев»… У дома, где он живет и где составлялся протокол, стоял еще один «единокровный братец» любимой модели, только желтого цвета. Поблизости, со слов умельца, «затаились» красный и зеленый «Запорожцы». Зачем такое количество? Скупает он их по дешевке, ремонтирует, потом перепродает. Такой вот способ заработка, вернее выживания в условиях полной местной безработицы и безденежья.
-Чем-то надо заниматься! — поясняет он нам, подписывая протоколы отстранения от управления и об административных правонарушениях за управление без прав и на незарегистрированном автомобиле.
И опять включился «человеческий фактор»: стало безумно жаль этого человека. Понятно, что нарушение его — из разряда грубых, но чем ему платить огромный по его доходам штраф? Ездил он на этой машиненке в лес по грибы да по ягоды, мать в соседней деревне навещал, продавал собранные своими руками «шедевры», когда покупатели находились…
Обо всем этом думалось мне, пока мы возвращались в город, накатав по полям да деревням 130 километров. Уже хотелось домой, и аварии в наши планы совсем не входили. Но…
На трассе в районе деревни Коурково — три машины с отчетливыми следами ДТП, прибывший на место аварии автомобиль ГИБДД, обломки бамперов, осколки фар… «Скорой» уже нет, двух пострадавших в этой аварии увезли в больницу. Подробности? На наши вопросы инспектора, оформляющие ДТП, лишь устало отмахнулись: «Потом, не сейчас».
При въезде в город на улице Ленина — еще одно ДТП: водитель «Жигулей», которому неожиданно стало плохо, выехал на полосу встречного движения и наехал на бордюр. Он потерял сознание, будучи за рулем. До приезда «Скорой» его, хрипящего, держит буквально на руках сотрудник милиции, оказавшийся на месте происшествия. Держать тяжело, просит нас помочь. Неожиданно мужчина приходит в себя, смотрит на нас удивленно: «Что случилось?»
На этот вопрос ответы будут получены позже. И без них для одного рейда более, чем достаточно информации и ощущений.
Наталья БАРЫБИНА. Фото автора.