Вчера — житель столицы, сегодня – провинции
Жители двух населённых пунктов Вязниковского района бьют тревогу. В посёлках Лукново и Стёпанцево чёрные риэлторы в массовом порядке стали скупать квартиры.
На странице регистрации — почти нет свободного места. Игорь Трубчанин, что называется, намотался по России. В Лукново попал не по своей воле. Знакомый подставил.
Игорь Трубчанин: «Вот у меня там бизнес во Владимирской области. Мне там нужен человек. Вот так мы сюда и попали. Машина у него осталась по доверенности и его найти не можем и не знаем что делать».
Игорь и его мама понимают, что стали жертвами аферистов, а вот большая часть других москвичей обманутыми себя не считают. Наталья Шноберова поменяла двухкомнатную квартиру на Дмитриевском шоссе на двушку под Вязниками. Говорит воздух здесь свежий и люди хорошие.
Чёрные риэлторы изначально жертвами выбирают людей, оказавшихся на социальном дне. Они начинают их спаивать, втираются в доверие и в нужный момент подносят доверенность на подпись. Заверяют документ у «своих» же нотариусов. А потом — подальше от столицы.
В посёлках Лукново и Стёпанцево уже несколько десятков домов и квартир снискали славу «нехороших». И появляются все новые лица. Иногда их привозят с двумя чемоданами, иногда с полным комплектом мебели и бытовой техники. Но как рассказывают местные жители: с каким бы имуществом москвичи не приехали, жизнь заканчивают одинаково. Спиваются и превращаются в бомжей.
Раиса Лаврентьева, жительница посёлка: «Что характерно, там у них квартиры по миллиону стоят. А тут купят тысяч за 500, привезут, и живи, как хочешь. Вот в этом доме деревянном. Уже сколько помирало. И эти квартиры продаются по новой. 150 раз продадут».
Отдельной статистики по таким переселенцам местные власти не ведут. Зато своя, печальная есть у милиции. 29 неопознанных трупов и постоянные розыски. Участковый Александр Кравчук раньше работал в Москве. И там всё по-другому. Без участкового просто так не пропишешься.
Александр Кравчук, участковый: «Там чтобы привезти незарегистрированного человека — такого нет. Там есть временная регистрация. Можно на год. Участковый сразу проверяет. Мы уже знаем, кто у нас живёт».
Вязниковские правоохранители обратились за помощью в районную администрацию. Предложили переселенцев перед регистрацией проверять по специальным базам.
Ольга Осокина, оперуполномоченный ОВД по вязниковскому району: «Нам пришёл ответ от главы администрации, что была проведена беседа с главами поселений. Никаких действий с их стороны так и не происходило».
Схема квартирного обмана давно известна. Но она так отработана, что и зацепиться не за что. У московских риэлторов пособники есть везде. Вплоть до отделов регистрации. Тем не менее, разработки ведутся. В данный момент в отношении специалиста Стёпанцевского сельского поселения Жанны Голуновой возбуждено уголовное дело. На уровне областного УФМС решается вопрос об отстранении её от должности. Голунова виновной себя не считает.
Жанна Голунова, ведущий специалист администрации степанцевского сельского поселения: «Купля-продажа происходит не здесь. Когда только получают гражданство — приходят на прописку, приносят документы».
Максимальное наказание за мошенничество, совершенное группой лиц — до пяти лет лишения свободы. Правда, вязниковские стражи правопорядка не припомнят, чтобы кого-то посадили. Пока здесь даже условный срок — прецедент.
Дмитрий СМИРНОВ, Александр ГОЛУБЕВ