//   Погода:
Новости

Славит Мстёру широтой своей души

Увеличить картинку10 апреля ведущему художнику Мстеры В. Ф. Некосову исполняется 70 лет.
Владислав Федорович Некосов идет по жизни уверенно, смело, с красивой обаятельной улыбкой на лице. Любит жить, и свое обаяние, словно лучики солнца, рассыпает на окружающих. Любит рисовать, правильнее сказать — творить. 50 лет в творчестве — это не просто. Кончиком кисти и отточенным графитом карандаша пишет свою биографию, да не только биографию — историю лаковой миниатюры Мстеры, начиная с 60-х годов и по сегодняшний день.

Заслуженной славой среди русских народных художественных промыслов пользуется лаковая миниатюра Мстеры, у истоков которой стояли Н. П. Клыков, А. И. Брягин, A.Ф. Котягин, И. А. Серебряков, И. Н. Морозов и другие; 1970— 1980-е годы выдвинули новую яркую плеяду художников — это Л. А. Фомичев, В.Н. Молодкин, Н.И. Шиша ков, В. П. Фокеев, В. Ф. Некосов.
Владислав Федорович Некосов родился 10 апреля 1940 го да в деревне Ветельницы Гороховецкого района. Род Некосовых был тесно связан с искусством. Дед по отцу работал в холуйской иконописной мастерской в доме Суворова. Дед по матери — столяр, отлично делал мебель, тончайшую резьбу по дереву, большие черные зеркала для южского заводчика Балина. Мать занималась вышивкой белой гладью. Отца Владислав Федорович не помнит, он погиб на фронте в 1942 г. в Смоленской области. А в памяти всплывает рассказ художника, как он в мае 1945, пятилетний мальчишка, тайком от матери голодный бегал на станцию Мстера встречать эшелоны солдат, возвращавшихся с фронта домой. Глаза маленького ребенка каждый день продолжали искать среди чужих солдат своего папу…
После окончания восьми классов, сдав экзамены по рисунку и живописи, Владислав Некосов был зачислен в Мстерскую художественную профтехшколу, где производственное обучение вела Е. Н. Зонина. Он рано начал работать самостоятельно. Уже в год окончания училища в 1959 году написал свою первую творческую работу «Пришла весна в мои края», отмеченную руководителем артели И. С. Сусловым. В 1960 году его работа «Перевоз Дуня держала» была представлена на республиканской выставке художественных промыслов в Москве.
Спустя пять лет, В. Ф. Некосов стал главным художником фабрики «Пролетарское искусство». Работать творчески приходилось редко, но для вы ставок писал постоянно. Для раннего творческого периода характерна лирическая тематика, особенно удавались ему сюжеты на темы русских народных песен, сказок. Творчество этих лет разнообразно по тематике и дает представление о незаурядном таланте художника, как бы пробующего свои силы в разных сюжетах, манере, приемах. Изображение бытовой сцены, явно подсмотренной в жизни («Лиха беда начало»),— мужчины, помогающего жене полоскать на речке белье под взглядами любопытных соседей, характеризует умение художника живо и непосредственно отображать натуру.
При всей очевидной самостоятельности творчества Некосова, необходимо отметить то влияние, которое оказал на него И. А. Фомичев. Нежная колористическая гамма его работ во многом идет и получает развитие от колористических разработок мастера. Творчески воспринятые В.Ф. Некосовым уроки упорная работа уже к на чалу 70-х годов дали блестящие результаты: Владислав Федорович вы ступает как сложившийся мастер, имеющий свою индивидуальность, свой голос в общем хоре творцов мстерского искусства.
По складу своего характера В. Ф. Некосов — лирик, он большой жизнелюб, его отличают неутомимая энергия, радость жизни, любовь к пению и русской песне. Может быть, поэтому сюжеты на слова русских народных песен так часты в его работах 70-х годов. Лучшие миниатюры «По муромской дорожке стояли три сосны», «Степан Разин», «Полдень в Суздале» отличаются лаконизмом композиционного решения, высокой живописной культурой.
Ведущее место в творчестве художника занимает историческая тема. В 1970 — 80-е годы им написаны миниатюры «Владимирцы провожают Александра Невского в Орду» (1970), «Побоище на реке Воже» (1980), «Битва на реке Пьяне» (1980), «Переяславская рада» (1980) и другие. Особое место занимает ларец «Александр Невский» (1985). Работа над росписью ларца доступна лишь немногим мастерам, она сложна и творчески трудоемка. В своем про изведении В.Ф. Некосов сумел показать Александра Невского не только великим полководцем, но и тонким, умным политиком-дипломатом. Мягкая, теплая колористическая гамма полностью отвечает его замыслу.
Присущее Некосову чувство современности привело художника в кон це 70-х-начале 80-х годов к изображению сюжетов жизни села. Были созданы произведения, которые условно можно подразделить на циклы по временам года. Итогом цикла явилось большое панно «Праздники села», исполненное для Казанского собора в г. Ленинграде.
Красоту сельского пейзажа Некосов черпает в живописных окрестностях местной природы. Ведь Мстера — это уникальное место средней полосы России, где есть всё: и луга, и взгорья, и леса, и реки. Некосов любит охоту и всякую свободную минутку спешит побыть наедине с природой. Именно поэтому в работах этой серии художник сумел показать обаяние и поэтическую прелесть русского пейзажа.
В. Ф. Некосов – постоянный участник всех зональных, республиканских, всесоюзных, а также зарубежных выставок. Его яркий талант оказывает заметное влияние на творческую молодежь Мстеры. Именно В.Ф. Некосов стал одним из первых руководителей молодежной творческой группы на фабрике «Пролетарское искусство» в конце 70-х годов. Из этой молодежи уже давно выросли настоящие творческие художники – это А.Г. Калиниченко, В.К. Мошкович, А.Г. Грачев, В.Ю. Борисова, А.И.Широков, Ю.И. Костаков, П.П. Можаев и многие другие.
Владислав Федорович постоянно ведет большую общественную работу. Двенадцать лет он возглавлял художественный совет фабрики «Пролетарское искусство», одно временно был секретарем партийной организации. С 1986 г. по 1991 г. преподавал в Мстерском художественно-промышленном училище им. Ф.А. Модорова мстерскую роспись, композицию и монументальную живопись. Впервые в истории промысла один из лучших учеников Некосова — Денис Молодкин – стал стипендиатом Всемирного фонда культуры, побывал в числе одаренных учеников в Ватикане на приеме у Папы Римского. Выпускники его курса – Д.Н. Молодкин, А.В. Мошкович, А.В. Зайцев, А. Рубан – сразу были оставлены для преподавательской работы по мстерской росписи в училище.
Много лет В.Ф. Некосов являлся председателем Мстерской секции Владимирского отделения Союза художников, членом правления и выставкома Владимирской областной организации СХ РСФСР, членом комиссии по народному искусству СХ РФ. За большой вклад в развитие лаковой миниатюры в июне 1987 года В. Ф. Некосову было присуждено звание Заслуженный художник РСФСР.
В 1991 г. В.Ф. Некосов пришел работать на завод «Ювелир» в качестве главного художника. Работа на заводе помогла расширить диапазон знаний, дала возможность лучше понять объем и цветовую цельность предмета. Художник много экспериментировал, изучал работу с серебром и мельхиором, горячими эмалями, камнями. За 10 лет работы им было создано более 150 принципиально новых видов изделий и образцов для ювелирного производства. Удалось совместить роспись на папье-маше с металлом. За туалетные шкатулки «Ермак» и «Георгий-Победоносец», за сохранение традиций ювелирного искусства в 1998 году В.Ф. Некосов был удостоен премии «Золотая корона» ювелира.
В конце 90-х — начале 2000 годов В.Ф. Некосов обращается к образам древнерусского искусства. Художником была написана икона Святого преподобного Серафима Саровского в окладе с использованием серебра, филиграни, зерни, эмали, фианитов; дарохранительница «Спас Нерукотворный» с предстоящими ангелами-хранителями, а внизу с изображением древнерусских соборов Владимирского края.
2005 год был для нашей Родины особым — годом 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. И художник Некосов откликнулся на это событие, создав диптих из 2-х круглых шкатулок «1941год», «Май 1945 года» (на снимках). Удивительно лаконичные композиции связаны между собой. Созданы очень емкие по силе образы женщины — жены, провожающей мужа на фронт. Несомненно, это образы отца и матери Владислава Федоровича. Женщина на первом плане остается, а солдат — уходит в даль неизвестную, за его спиной остается Москва. И вторая композиция — Победа, май ‘ с цветущей яблоней и вишней. И маленький мальчуган, бегущий за руку с мамой навстречу Победе. Молодая женщина с развевающимся шарфом ь над головой, только фиолетовое платье говорит о том, что она уже вдова. Пролетающий рядом журавль — образ не вернувшегося с поля боя отца, завершает композицию.
Так и живет художник В.Ф. Некосов с глубокой болью в сердце, мальчишка, выросший без отца, сам отец троих детей, дед четырех внучек. Живет и ищет, ищет место захоронения отца, своего главного родового корня.
Вот уже на протяжении восьми лет Владислав Федорович руководит при Мстерском Доме культуры хором ветеранов «Ромодань», который выступает на всех поселковых и районных торжественных мероприятиях. Любовь к песне наполняет душу радостью, помогает творить и жить дальше, сочинять стихи и музыку. Нет, не будет душа безучастна ко всему, что происходит в мире. Художнику, творцу до всего есть дело. Он полон энергии, оптимизма, любви к родной Мстере.
Коллектив Мстерского художественного музея, художники Мстеры поздравляют Владислава Федоровича с юбилеем, желают ему больших творческих успехов, счастья и благополучия в семье, крепкого здоровья!

Татьяна КОТКОВА,
искусствовед, зав. по научно-исследовательской работе Мстерского художественного музея.

Поделиться новостью

Добавить комментарий