//   Погода:
Новости

История лесного края Заречья

Мне хочется рассказать об истории лесного края Южского и Вязниковского заречья, где с начала и до середины прошлого века происходили важные для страны события, где шла интенсивная заготовка древесины для строек народного хозяйства, для фронта, для Победы…
В первой половине прошлого столетия Заклязьменский сосновый бор представлял собой огромный лесной массив, расположенный в Южском районе и примыкающий к Вязниковскому в пределах Козловского лесничества. Это – целый край прекрасного строевого соснового леса, бережно в те времена охраняемого. Так, от деревни Козлово Вязниковского района до поселка Моста Южского района по лесной дороге было расположено целых семь сторожек: Луковка, Лапаиха, Бабье, Осиновая Грива, Нельша, Тупик, Ермишкин; а в стороне от этой дороги – еще четыре сторожки — Заборье, Рыльская, Западная, Ванюковская. В них жили лесники и сторожа леса.
До 1917 года эти леса принадлежали Савве Морозову. Они так и назывались «морозовские». Весь этот край раньше был глухим и непроходимым. Местные болота славились клюквой, озера – рыбой, леса – зверьем. Заготовка леса здесь началась с 1898 года. В начале 20 века в Южском районе организовался поселок Моста, получивший свое название от слова «мост», так как подъезд к нему был лишь по бревенчатым мостам.
Здесь же был построен небольшой лесопильный завод под названием «чивановский», работавший при помощи паровых машин. Лесоматериал подвозился при помощи лошадей.
После революции поселок Моста стал быстро разрастаться. Были организованы: сельский Совет, большой лесопильный завод, а в 1936 году Мостовский леспромхоз. В это же время лесозаготовки переместились в район сторожек Осиновая Грива, Тупик и особенно в сторону Нельши.
Поселок Нельша (или как его еще называют «Налша») тоже начал расти. В то время в нем были своя пекарня, магазин, столовая, баня, два колодца, конные дворы, смолокурный завод, на котором из смолистых пней вырабатывались смола, колесная мазь, а из бересты – чистый деготь и скипидар. В 30-х годах сюда стали приезжать переселенцы из других областей СССР, большей частью из Нижнего Поволожья, Саратовской, Самарской и Сталинградской областей. Там в то время был страшный голод, а здесь и снабжение продуктами было получше, и заработки побольше. В основном, переселенцы работали в химлесхозе, собирали живицу и серу, которые шли на химзаводы в Дзержинск.
Поселок Нельша оказался в то время как бы в центре большой заготовки древесины. Сюда была проложена узкоколейка, по которой перевозили лесоматериал в Глушицы для лесосплава и для лесопильного завода. А до узкоколейки была лежневская дорога, по простому «лежнёвка»: вместо рельс – длинные бревна одинаковой толщины, по которым катилась тележка, запряженная в лошадь. Колеса у тележки имели загнутые металлические края, огибающие бревна. На такие тележки можно было нагрузить значительно больше, чем на обычную телегу, передвигающуюся по грунту.
По обычной узкоколейке двигались паровозы с вагонами. Паровозики эти в народе прозвали «кукушками» или «яшками», возможно, за то, что они при движении свистели на всю округу. От паровозов случались и пожары в жаркую погоду. Золу из топки выгребали на землю, которую ветер раздувал, и происходило загорание в лесу. По этой причине временами даже запрещалось движение паровозов.
Зимой делали ледяную дорогу: в снегу прокапывали две колеи, заливали их водой. Намораживался лед. В сани на железном ходу запрягали лошадь, и она их тянула.
Перед Великой Отечественной войной на лесозаготовки стали поступать тракторы для перевозки бревен с делянок к железной дороге. В поселке Нельша были построены гаражи — для ремонта техники и противопожарный, в котором круглосуточно дежурили, особенно летом.
До войны заготовка древесины шла своим чередом, были налажены вывозка и переработка, а также сплав по Клязьме в другие города и районы на стройки народного хозяйства.
И все шло хорошо, но грянула война. Большинство рабочих ушло на фронт. Тракторы стали нужны на войне. Паровозами еще какое-то время вывозили древесину, а к узкоколейке лес доставляли на лошадиной тяге. По зимам здесь работали колхозники из близлежащих деревень. А лесоповалом занимались военнопленные: немцы, румыны, венгры, австрийцы… Они содержались в лагере Талицы, в 15 километрах от Нельши и во временном лагере поселка Тупик, что в трех километрах от основного лесоповала. Работали они здесь до 1946 года. Также использовалась рабочая сила репатриированных «власовцев», считавшихся предателями. Сразу же после окончания войны их куда-то отправили, возможно, в Сибирь.
Летом на лесоповал присылали рабочих из Средней Азии — таджиков, узбеков, туркменов с лошадьми степной породы. Но они к подобной работе были не приспособлены, да и климат им здешний не подходил. Многие не выдерживали, умирали. Также в конце войны на лесоповале заречья работали чеченцы.
Во время войны Мостовскому леспромхозу пришлось нелегко: с тягловой силой, людьми, техникой были проблемы, а лесоматериала для народного хозяйства и фронта требовалось очень много, он шел на строительство землянок, блиндажей, окопов. Рабочей силы не хватало, был голод, работали, в основном, за норму черного хлеба (600-800 граммов) и скудные обеды. Деньги тогда почти никакой роли не играли. Использовался детский труд: дети 12-14 лет убирали и жгли сучья на делянках за талоны на хлеб (400-500 г) или зимой чистили узкоколейку от снега.
В этом крае заготовка древесины продолжалась до 1948 года, затем была прекращена и переместилась ближе к Юже. Поселки Тупик и Нельша тоже опустели за неимением работы. Дома разбирали и перевозили на следующие участки. Так, когда-то глухой край лесов и озер, оживившийся в начале прошлого века, дававший большие тысячи кубометров древесины, к концу прошлого века снова затих и, возможно, лет через 40-50 снова зашумит своими девственными лесами.

Виталий ФАРАФОНОВ,
п. Мстера.

Поделиться новостью

Добавить комментарий