//   Погода:
Новости

Гладко было на бумаге…

Увеличить картинкуУвеличить картинкуПохоже, что Год учителя войдет в историю как самый богатый на непопулярные и непонятные большинству педагогического сообщества нововведения. Он запомнится нашумевшим телесериалом «Школа», который никоим образом не работает на положительный имидж российского образования. Он внесет в наш обиходный язык иностранное словечко «аутсорсинг», звучащее из уст некоторых руководителей почти как ругательство. Он заставит нас забыть о малокомплектных школах с их печками, домоткаными ковриками у дверей и классами, в которых заняты лишь первые парты…
Мы долго будем вспоминать и пожинать последствия этого года, его скоропалительных решений. И вспоминать, так думается, недобрым словом. Хотя… Может, я нагнетаю краски и все не так уж и плохо? Что обо всем этом думает первый человек Вязниковского управления образования? С поста начальника управления какие открываются дали и просматриваются ли детали? Итак, слово – Галине Александровне Роговой.

Я НЕ ПОНИМАЮ…
— Речь, я так понимаю, пойдет об эффективности расходов на образование? Как говорит Михаил Викторович Корешков, директор департамента образования, неэффективные расходы не значит ненужные. Но все же неэффективные, а стало быть, их надо убирать.
Я не очень понимаю, почему государственная система образования должна быть разделена на регионы и муниципалитеты! Я не очень понимаю разделения на учителей и педагогов. Я не могу понять, почему стали лишними в школе учитель-логопед, почему не учитель воспитатель группы продленного дня? Если он учит с ребенком уроки после занятий, почему он не учитель? Почему не учитель преподаватель-организатор ОБЖ? Он же ведет уроки, учит детей выживать в экстремальных условиях. Почему все эти люди стали «обеспечивающим персоналом»?
– Ради экономии средств. Так объясняют. Государство избавляется от трат, которые должны нести муниципалитеты. Наш муниципалитет готов к такому повороту событий?
— Да никто ж не против! Если здание находится в муниципальной собственности, то и работники, обслуживающие это здание, должны оплачиваться из муниципалитета. Глава района однозначно поддерживает это решение. Мы и берем на себя эти траты. Но причем здесь аутсорсинг? Причем здесь выведение работников системы образования в какие-то искусственно созданные, требующие дополнительных затрат структуры? И как быть с управляемостью?
Не понимаю, почему бы не разделить финансирование на региональное и муниципальное и ничего не создавать, никаких дополнительных структур и не тратить на их организацию местные деньги, которых и так не хватает.
– А водители школьных автобусов?
— Вот по их поводу я меньше всего «печалюсь». К ним предъявляется много требований: дорейсовый и по-слерейсовый медицинские осмотры, техобслуживание автобусов, охрана, гаражи…
Меня больше волнует ситуация с рабочими по обслуживанию зданий школ. Взять те же школьные столовые… Мы готовы их вернуть в комбинат питания, как это было раньше. Но возникает масса неудобств с выплатой той же зарплаты: работники школьных столовых будут из района за ней в город ездить? Или мы ее должны на книжки, карточки переводить? А если в Шатневе нет ни сберкассы, ни банкомата? Лишние поездки в город?
Одни вопросы. И их очень много.

ОВРАГИ НА БУМАГЕ…
— Гладко было на бумаге, да забыли про овраги? А по ним ходить…

— Да, на бумаге все гладко получается, пока не начинаешь думать о конкретных людях.
Например, возьмем Станковскую школу. Она — малокомплектная. В ней сегодня учится 37 человек, но там есть детский сад, две полные группы. Дети подрастут, а школы уже не будет?
Сергиево-Горская школа – одноэтажное деревянное здание с печным отоплением. Такие
школы, как ни делай, как ни ремонтируй, современными не будут. Надо закрывать? Но в этой школе учатся дети из семей старообрядцев, которые живут в Медведеве, Рытове. Им до Сергиевых- Горок семь километров ежедневно приходится ездить, а если Сергиево-Горскую школу закроем с ее 20 учениками и начнем возить детей в современную, типовую, 2-этажную Октябрьскую школу №2, то тогда к прежним семи километрам прибавятся еще семь.
Песковская школа. В начальных классах там сейчас ситуация по наполняемости еще более или менее терпимая. А вот затем на три класса уже приходится всего 11 человек, а на следующий год на пять классов будет 10 учеников. А школа называется «основной». Надо закрывать? Надо. Но как представишь подвоз детей по трассе в Пирово-Городищинскую школу: сначала надо доехать до Илевников, там развернуться и далее уже до Пировых-Городищ. А из Пировых-Городищ детей надо сначала почти до Вязников довезти, затем развернуться и только потом уже ехать домой в Пески…
А на бумаге все так гладко! А в тех же Песках, где есть сегодня группа дошкольного образования, через три года будет в каждом классе по 4, 6 человек. Конечно, это тоже «неэффективно» и до нормы наполняемости класса районной школы (14 человек) не дотягивает, но…
Есть же еще и социальные вопросы. И муниципалитет их призван решать. Купить на весь район 10-20 автобусов и всех подвозить? Тогда расходы получатся не меньше, чем на содержание школ: техосмотр, гаражи, медосмотр водителей.… Строить интернаты и возить детей в интернаты? Но мы это уже проходили. И потом, одно дело интернат математической школы или лицея для одаренных детей и совсем другое интернат, в котором будут собраны дети со всего района. Это мы кого будем воспитывать в отрыве-то от семьи?
Я снова задаю вопросы, на которые не всегда нахожу ответы…
— Но тот же Корешков в своем интервью говорит о неэффективности малокомплектных школ не только в финансовом плане, но и в плане качества образования, что дети в них не видят современных методик…
— Все очень неоднозначно. С одной стороны, в классе с двумя-тремя учениками получается практически индивидуальное обучение. И ЕГЭ эти дети сдают не хуже городских. И современные методики эти дети видят. В той же Песковской школе на один компьютер приходится семь человек в то время, как в большой школе на один компьютер в среднем получается по 16 учеников. Но с другой стороны, как быть с социумом, с коммуникативными навыками, с навыками общения, с умением жить в большом и не- простом мире? Очень трудно всему этому научить ребенка, получающего знания в классе, где учатся два-три человека…

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ…
— И все же расходы придется сокращать, и, по всей видимости, закрытия некоторых школ не избежать.

— Департамент образования предложил нам составить план практических мероприятий по снижению неэффективных расходов на образование. Что такое «неэффективные расходы»? Это — непрофильные объекты (котельные, прачечные, столовые, гаражи…), находящиеся в системе образования, от которых надо «избавляться». Это — показатели средней наполняемости классов, достичь которые можно лишь через укрупнение школ и закрытие малокомплектных. На то количество детей, что обучается сегодня на нашей территории, по установленным нормам: класс районной школы — 14 человек и 25 — класс городской должно быть 15 школ, а не 32. Таким образом, чтобы сделать расходы на образование «эффективными», надо закрыть порядка 10-12 школ.
Смотрим следующую позицию плана практических мероприятий: «Достижение оптимального соотношения численности обслуживающего персонала и учителей». Да, это то самое пресловутое соотношение 60/40. И «…повышение эффективности использования финансовых ресурсов». А эта позиция уже показывает, что у нас в школах и учителей-то много лишних.
Кем-то высчитано, что на одного учителя должно приходиться 15 учеников. По этим расчетам, у нас на шесть с половиной тысяч учащихся города и района должно получиться 430 учителей. А в реальности их 570, то есть более ста «лишних» учителей. За эти цифры нас уже устали «склонять» в области.
— Как так вышло?
— При снижении количества учащихся, при уменьшении количества классов у нас фактически не меняется количество преподающих учителей. А все дело в том, что в сельской местности (а сегодня уже и в городе) учителя остаются работать не только на ставку, но и на полставки, и на два часа. Это и учителя-пенсионеры по возрасту, и учителя-пенсионеры по выслуге лет.
По тому же известному соотношению 60/40 на 430 учителей должно остаться 200 с небольшим человек обслуживающего персонала. А его на сегодняшний день более 400. И это при том, что мы с начала учебного года плотно работаем над достижением нужного соотношения и 42/ 58 довели до 50/50.
— Боюсь, область не удовлетворится соотношением 50 на 50. Когда наступает «час икс»?
— Метод предоставления субсидий муниципальным системам образования требует достижения соотношения 60/40 для получения субсидий в полном объеме уже в 2010 году. Так что, временные рамки очень жесткие — до декабря 2010 года надо это соотношение достигнуть.
Уже сегодня мы выводим специалистов ряда профессий из образовательных учреждений в другие муниципальные учреждения. С 3 марта начало функционировать муниципальное учреждение «Организационно-методический центр», куда мы выводим библиотекарей и инженеров по обслуживанию компьютерной техники. В МУ «Комбинат питания» будут выведены все работники школьных столовых, в МУ «Ремонт-но-эксплуатационный участок» — работники школьных котельных, водители и рабочие по обслуживанию зданий.
Также мы планируем, что к началу следующего учебного года в школах не останется педагогов дополнительного образования. Большая часть их ставок будет передана в муниципальные учреждения дополнительного образования для детей.
Но даже со всеми этими предпринятыми мерами и проведенными мероприятиями мы соотношения 60/40 не достигнем. И потому следующий наш неизбежный шаг – сокращение численности школ.
В этом году мы закрываем Галкинскую школу. 17 ее учеников переводим в Никологоры, а персонал из 14 человек, пять из которых учителя, будет сокращен.
Ближайшие кандидаты на закрытие – самые не только малокомплектные, но и малочисленные школы: Шатневская (30 учеников, 12 учителей и 10 человек обслуживающего персонала), Большевысоковская школа (18 учеников, 6 учителей и 7 остальных работников), обе Сарыевские, Козловская, Песковская…
Кроме того, перспектива укрупнения школ, возможно, коснется и города.

В этом интервью вопросов получилось больше, чем ответов. Галина Александровна, искренне пытаясь понять, как, зачем и почему, была эмоциональна. Как любому человеку, ей больно, когда наступают на «любимую мозоль», когда режут по живому и пытаются сковырнуть ранку, которая еще не зажила. Ей не хочется входить в историю разрушителем. А еще ей с высот поста начальника управления образования некоторые «детали» проводимых реформ очень хорошо видны. И как там у Николая Заболоцкого?
«И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук».

Наталья БАРЫБИНА.

Поделиться новостью

Добавить комментарий