Военная молодость — северный флот
В разных родах войск воевали наши земляки во время Великой Отечественной войны, били врага, как в песне поется, «На земле, в небесах и на море». Так, житель Вязников Михаил Васильевич Кукушкин прошел войну, будучи моряком Северного флота.
Он родился в зареченской деревне Палкино 25 октября 1923 года в простой крестьянской семье. У матери с отцом было четверо детей – поровну мальчишек и девчонок. Начальную школу Миша окончил в Козлове, а семилетнее образование получил в Вязниках, в школе № 1 им. Горького. Поработал какое-то время в колхозе, а потом в Гороховецком ФЗУ, в течение шести месяцев осваивал профессию судосборщика. Было это в 1941 году. Он успел еще поработать по специальности на судостроительном заводе в Рыбинске, но тут началась война. Его год был призывной…
Служить он попал на флот. Михаил Васильевич вспоминает, как их привезли в Архангельск в апреле 1942 года, как с месяц жили там на вещевом складе, ожидая ледокола, который доставил их на Соловецкие острова. Около девяти месяцев обучался он на машиниста турбинной установки, а по окончанию учебы его направили на Северный флот и определили машинистом на миноносец «Разумный», на котором он и прослужил до конца войны.
База военных моряков находилась в Полярном, но на базе они бывали редко — все время в походах, заходили, чтобы пополнить запасы пресной воды, продовольствия, топлива и снарядов. Возьмут все необходимое — и снова в море: вели обстрел береговых вражеских укреплений, сопровождали караваны грузов из США (помощь союзников техникой и продовольствием).
Команда на «Разумном» – человек 400, каждый занимался своим делом. Машинист Михаил Кукушкин в редкие случаи поднимался на палубу. Ведь его главное место было в машинном отделении: корабль жив, пока бьется его сердце – турбина. В числе наград у Михаила Васильевича Кукушкина есть и медаль «За оборону Советского Заполярья».
— Бои там шли жестокие. В 9 часов вечера, как часы – целый караван немецких самолетов летит. Мурманск весь разбили – одни трубы остались. Зимой и летом бомбили, – вспоминает ветеран. – Но как бы фашисты и их союзники ни старались, сломить сопротивление защитников наших северных рубежей они не смогли.
После войны Михаил Кукушкин попал в специальную команду по приемке кораблей из США. Это были большие современные фрегаты, не с турбинными, а с поршневыми установками, и ему пришлось самостоятельно переучиваться. Его назначили старшиной группы, и они, приняв корабли – 6 фрегатов, привели их во Владивосток. «Условия жизни на американских кораблях были очень хорошие, не то что у нас, — вспоминает Михаил Васильевич. – Спальные места все стационарные, столовая, или камбуз по-морскому, все равно как на суше: подходишь с подносом, все культурно, в обед мороженое давали. Кино смотрели по вечерам».
Из Владивостока флотского старшину Кукушкина направили вскоре служить в Порт-Артур. Там случалось ходить на учения, «отрабатывать тревоги», но чувствовалось уже послевоенное затишье. В 1948 году Михаил Васильевич демобилизовался, ему предложили остаться и выучиться на командира ракетного катера. Он готов был уже согласиться, но отец написал из дома, что мать при смерти, и он может не захватить ее живую. Пришлось вернуться домой.
Приезд поддержал мать, она еще пожила с полгодика, порадовалась на сына. У Кукушкиных было, как у большинства в деревне, свое крестьянское хозяйство, и тут как нельзя кстати, пришлись крепкие мужские руки и молодая энергия. А вскоре Михаил женился и устроился работать на фабрику «Свободный пролетарий». Его сразу приметил механик и предложил пойти машинистом на узкоколейку. Возражений со стороны бывшего флотского машиниста не было. В Горьком Михаил подучился на машиниста паровоза и стал работать на узкоколейке – водил составы с торфом из заречья.
Он проработал здесь лет 20, пока не закрыли дорогу. Однако без дела не остался – его пригласили работать на нефтекачку, которая находилась в районе железнодорожной станции, назначили бригадиром. Михаил Васильевич, человек трезвый, навел флотский порядок в этом, можно сказать, стратегически важном хозяйстве, ведь здесь отпускали мазут всем фабрикам и колхозам района.
Что же касается семейной жизни, то у Михаила Васильевича и Зои Андреевны родились две дочери, которых они вырастили, воспитали, дали образование.
Михаилу Васильевичу уже 87 лет. А ведь только подумать, сколько человек прошел: на двух флотах служил – Северном и Тихоокеанском, в трех океанах плавал, не говоря уже о морях. Он награжден орденом Отечественной войны II степени, уже упомянутой медалью «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Японией», многими юбилейными медалями, в том числе и памятной – «300 лет Российскому флоту».
Живет Михаил Васильевич Кукушкин на улице, которая уходит в заливные луга, весной видит большую воду разлива. Как знать, может быть, она отдаленно напоминает ему морскую гладь, славные боевые походы его военной молодости, как знать…
Сергей АПОСТОЛОВ.