15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей
Наши деньги. Наши права
Всемирный день защиты прав потребителей — международный день, когда «во главу угла» ставятся вопросы, связанные с защитой прав потребителей по всей планете. Российской особенностью этого дня является то, что каждый год он проходит в нашей стране под определенным девизом. Девиз 2010 года: «Наши деньги. Наши права».
Защита прав потребителей и благополучия человека возложена на федеральную службу Роспотребнадзора. Одним из направлений деятельности территориального отдела управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Вязниковском и Гороховецком районах является рассмотрение обращений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. В 2009 году было рассмотрено 358 обращений, в том числе по вопросам защиты прав потребителей — 274 обращения. Среди них преобладали обращения граждан по продаже текстильных и трикотажных товаров, обуви — 105, продаже технически сложных товаров бытового назначения — 70, по оказанию услуг ЖКХ -30.
В области санитарно-эпидемиологического благополучия населения были рассмотрены 82 обращения: по реализации и производству пищевых продуктов — 23, по качеству питьевой воды — 6, по содержанию территорий населенных пунктов — 23, по сбору бытовых отходов — 14 и другие.
В 27 случаях по результатам рассмотренных обращений в 2009 году территориальным отделом были возбуждены дела об административном правонарушении.
Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Вязниковском и Гороховецком районах расположен по адресу: г. Вязники, ул. Ленина, 30. Телефон № 2-64-69, 2-46-62. Возглавляет отдел Валентина Николаевна Круглова, главный государственный санитарный врач по Вязниковскому и Гороховецкому районам. Начальник отдела проводит личный прием граждан, индивидуальных предпринимателей по вторникам и четвергам с 14 до 16 часов. По защите прав потребителей специалисты отдела юридического обеспечения проводят консультации в понедельник и среду с 9 до 12 часов, во вторник и четверг с 14 до 16 часов. 15 марта будет работать «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей по телефону № 2-64-69 с 10 до 12 часов.
Как вести себя, если приобретенный товар оказался некачественным
Первое, что необходимо сделать, – обратиться с письменной претензией к продавцу, исполнителю работ (услуг). В ней указать конкретные недостатки товара, работ, а также конкретное требование в отношении товара. Претензия может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением, передана лично продавцу индивидуального предпринимателя или юридического лица. В случае, если продавец отказывается ставить отметку о получении претензии, она передается в присутствии двух свидетелей, с указанием их адресов и паспортных данных, о чем делается отметка на экземпляре покупателя.
Согласно закону «О защите прав потребителей» покупатель в случае обнаружения в товаренедостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору может потребовать замены на товар этой же марки, на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены или соразмерного уменьшения покупной цены. Он вправе потребовать незамедлительного безвозмездвара или возмещения расходов на их исправление. Потребитель имеет право отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо предъявить требование о его замене в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека , удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Однако при обращении в суд нужно будет доказать, что товар приобретен у конкретного продавца. Для того, чтобы с доказательством не возникло проблем, требуйте у продавца при покупке товарный чек.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести его экспертизу за свой счет. Экспертиза товара проводится в течение 10 дней, если покупатель выдвинул требование о возврате денежных средств, 20 дней, если покупателем выдвинуто иное требование. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара. В случае несогласия с ее результатами он может оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.
Если экспертизой установлено, что недостатки в товаре возникли по причинам, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить расходы на ее проведение. Потребитель имеет право провести независимую экспертизу сам за свой счет. Бюро товарной экспертизы находится по адресу: г.Владимир, ул.Кирова, 7.
В случае неудовлетворения требования покупатель имеет право обратиться с исковым заявлением в судебные органы. Исковые заявления с ценою иска до 50 тысяч рублей подаются мировому судье. Иски о защите прав потребителей не облагаются госпошлиной.
Потребитель имеет право на возмещение материального ущерба (расходы по оплате телефонных переговоров, услуги адвоката, транспортные расходы и так далее), а также на компенсацию морального вреда.
Надежда ЧЕРНЫШЕВА,
ведущий специалист-эксперт отдела юридического обеспечения территориального отдела управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Вязниковском и Гороховецком районах.