Первая леди железных дорог
Уважаемая редакция газеты «Маяк»! В 1990-х годах «Волжская магистраль» опубликовала заметку о том, что самая первая в истории железных дорог России женщина была принята на работу кассиром станции Вязники. Это была Ольга Кнушевицкая, дочь начальника этой станции. По-моему, она относится к людям, которыми по праву должна гордиться наша магистраль. И память о ней стоило бы увековечить. Мое предложение: присвоить дорожному конкурсу профессионального мастерства кассиров имя Ольги Кнушевицкой. А еще хотелось бы вас попросить рассказать о ней поподробнее.
С уважением, Любовь ВОЗИКОВА.
ОТ РЕДАКЦИИ:
К сожалению, поиск информации о людях, работавших в отдаленные времена на железной дороге, очень непрост. Понятно, что она может быть в архивах. Однако круг документов, где интересующие сведения могут обнаружиться, таков, что их следует искать сразу в нескольких таких хранилищах, причем в Москве и Санкт-Петербурге.
Работа же в них сейчас стоит немалых средств. Это причина, по которой мы сегодня не располагаем ни архивными документами, ни фотографией Ольги Кнушевицкой. Мы попросили подготовить материал о первой женщине-кассире нашего постоянного автора, журналиста и краеведа Владимира Цыплева.
Что же известно о ней? В это трудно сейчас поверить, но Кнушевицкая была настоящей знаменитостью! О ней писали столичные газеты. Вот начало заметки в одной из них – за 1863 год: «Петербург поразило неожиданное известие — на железную дорогу в качестве кассира принимают женщину»…
Железнодорожный транспорт первую четверть века своего существования в России был исключительно мужской сферой деятельности. Появление здесь женщины совпало с первым бурным всплеском эмансипации в стране. Многие спорили, как писали тогда журналисты, «буквально до обморока», обсуждая назначение Кнушевицкой. Были даже такие, кто заявлял, что больше не поедет по железной дороге. Другие, наоборот, утверждали: где женщина — там порядок будет идеальный… Так же эмоционально реагировали ровно век спустя на запуск в космос Валентины Терешковой.
Летом 1862 года через станцию Вязниковскую (она так тогда называлась) проследовал первый поезд. Начальником станции стал Степан Кнушевицкий, приезжий человек, вероятно, поляк. Выходцев из Польши работало на Московско-Нижегородской дороге в первые годы немало. А уже следующей весной вакансию кассира заняла его дочь Ольга. Разрешение на это дало министерство путей сообщения: необычную просьбу девушки не рискнула выполнить ни одна из нижестоящих инстанций.
Ольга была освидетельствована врачами: считалось, что проходящие мимо поезда «приводят к расстройству здоровья». С пристрастием проверяли ее профессиональные знания. Хотя что такое тогдашний кассир, продававший билеты на одну-две пары поездов в сутки по одному маршруту, по сравнению с кассиром сегодняшним – оператором компьютера, знатоком географии, тонкостей правил проезда, множества тарифов?
Апрельский «Журнал путей сообщения» в 1913 году, отмечая полвека событию, назвал его точную дату: «10 апреля 1863 года восемнадцатилетняя дочь начальника станции Вязники Московско-Нижегородской линии главного общества Ольга Степановна Кнушевицкая была утверждена в должности билетного кассира с окладом 300 руб. в месяц». Обратим внимание: это очень немалая сумма – ответственный труд кассира высоко ценился. Для сравнения: бурлак за сезон зарабатывал 100-110 рублей, рабочий на строительстве железной дороги – 25-45 рублей в месяц.
Журнал поздравил первую железнодорожницу, уже находившуюся на пенсии, и рассказал о ее жизни. «Ольга Степановна, достигнув возраста, когда молодые девушки мечтают о радостях юности, стала думать о том, как бы облегчить отцу тяжелую жизнь. С сердечным трепетом, помолившись, она подала свою просьбу директору дороги. Целый месяц Ольга Степановна ждала ответа, почти не надеясь на удачу. Но вот наступил радостный день – 10 апреля 1863 г., и молодая девушка водворилась в кассе и начала свою скромную нелегкую работу, отрешившись от утех юной жизни. Часто она приходила домой обессиленная, бросалась в постель со страшной головной болью. И так проходили годы, прошло полстолетия, прошла молодость, личная жизнь, утекло здоровье. Вот жизнь первой русской женщины-железнодорожницы!»
Вряд ли автор статьи был хорошо знаком с самой Кнушевицкой. В Вязниках не запомнили, чтобы она жаловалась на головную боль. Наоборот, представлялась она здоровым и очень жизнерадостным человеком. Вспоминали ее как организатора первого в городе любительского театра. В те годы пришла на них мода. Вероятно, увидев такой театр в Петербурге, привезла она эту моду и в провинциальный городок. Наверняка игрался самый популярный тогда водевиль «Поездка в Царское Село», где актерам надо было изображать, кроме всего прочего, паровоз. А само по себе первое прошение и сдача экзаменов в Петербурге говорят скорее о смелости и решительном характере, а не о заботах о хлебе насущном: зарплата начальника станции в ту пору позволяла семье жить безбедно. Но автор статьи пошел на домыслы. А в результате того, что он не выяснил ничего точно ни о семье, ни о происхождении Кнушевицкой, и мы об этом почти ничего не знаем.
В № 6 за 1868 год «Владимирские губернские ведомости» сообщили о том, что Кнушевицкие устроили в Вязниках благотворительный театральный вечер. Ставились «Старый друг лучше новых двух» Александра Островского и два водевиля. В главных ролях блистали сама Ольга и ее сестра Мария. А весь сбор – 108 рублей – они перечислили на книги для создававшейся в Вязниках общественной библиотеки. Из газет же мы узнаем о том, что в 1878 году Кнушевицкие приходят на помощь своим землякам: в то жаркое лето 14 июля в городе случился огромный пожар, погубивший 200 домов. Семья начальника станции передала в фонд погорельцев 189 рублей.
Единственное, что могло, вероятно, омрачать жизнь Ольги Кнушевицкой, это то, что она не имела права выйти замуж: либо работа, либо воспитание детей — никаких послаблений матерям не предусматривалось. Но, похоже, это ее не сильно удручало: в любой момент девушка могла бы по своему желанию уволиться с железной дороги.
Кстати, и 40-летний юбилей вступления в должность Ольги Кнушевицкой не затерялся среди тогдашних событий. Вот новость, которую в 1903 году отбили аппараты РТА — Российского телеграфного агентства: «Отмечается 40-летие службы на железнодорожном поприще г-жи Ольги Кнушевицкой, первой русской женщины, вступившей в ряды железнодорожных служащих».
У первой железнодорожницы были последовательницы. В газетах начала ХХ века находим любопытные сообщения. «На работу по изысканию крымских железных дорог Ялта — Бахчисарай — Симферополь отправилась первая в России женщина, инженер путей сообщения Р.О. Каневская, которая получила техническое образование в Париже. На днях она представлялась высшему путейскому начальству по случаю назначения на эти работы». «Съезд начальников движения русских железных дорог признал желательным, чтобы начатый на Рязанско-Уральской железной дороге опыт замещения женщинами вакансий начальников станций, их помощников и кассиров был предпринят и на других железных дорогах».
А вот объявление 1912 года: «При станции Харьков Южных железных дорог открывается 1 февраля для подготовки железнодорожных телеграфистов телеграфная школа. В школу принимаются лица обоего пола не моложе 18-летнего возраста, с образованием не ниже городского училища. Лица женского пола принимаются окончившие полный курс женской гимназии в количестве 10 проц. от общего числа учеников». Такое же объявление давала и Владикавказская дорога. Только было подчеркнуто: принимаются исключительно девицы и вдовы. Но кто мог учиться в гимназии в старое время? Только дети хорошо обеспеченных родителей. А большинство из них меньше всего нуждалось в службе на транспорте. Статистика говорит: связисток на станциях было мало…
Но с Ольги Кнушевицкой начинается история женщин на российских железных дорогах. Потому нам стоит упорно искать новые подлинные факты из ее жизни и, наверное, отметить памятным знаком место работы первой в России женщины-железнодорожника.
Владимир ЦЫПЛЕВ.