//   Погода:
Новости

Ловкость ума и никакого мошенничества!

Увеличить картинкуПрошедший региональный этап предметных олимпиад школьников пополнил Вязниковскую копилку одной победой по математике и 3 и 4 призовыми местами по литературе. С их создателями и обладателями — наш разговор сегодня.
Не удивляйтесь знакомым лицам! Некоторые из них уже не раз успели побывать на страницах нашей газеты.
Итак, призовые места по литературе – гордость и достижение учениц школы №9: 11-классницы Анны Гавриловой и 10-классницы Екатерины Болоташвили, подготовленных Н.Л.Заварыкиной и О.Н.Мякишевой.
Говорили хором, перебивая порой друг друга, споря и не соглашаясь, подтверждая тем самым мнение о том, что оценка литературных знаний и умений грешит субъективизмом, ибо лежит в сугубо эмоциональной области, где царят творчество и импровизация.
Задание – сделать филологический анализ текста. Объем не ограничен, текст предоставляется. На этом «вольности» заканчиваются, и вступает в игру госпожа Удача под руку со Случаем: какой текст достанется? Какого автора? Предугадать невозможно, подготовить заранее – невероятно. Вот тут-то и проявляются все умения вкупе с интуицией, озарением, вдохновением.
«Филологический анализ – это очень индивидуально, — поясняет Нина Леонидовна Заварыкина, — и каждый его пишущий создает по сути за пять часов свое собственное произведение».
Произведение Ани было оценено в 40,5 балла (из 50 возможных), Катино – в 30 баллов, что хороший результат не только для областного, но и для всероссийского уровня.
Девочки, внимая учителям, большей частью скромно отмалчивались. Впрочем, и не было им особой необходимости говорить. За них говорили их результаты: Анна с 33 места областного рейтинга поднялась до 4-го, а Катя – с 13-го до 3-го, обогнав многих своих сверстников-гимназистов, изучающих литературу не три часа в неделю, как они, а по шесть и более.
Что двигало этими девочками? Желание победить, азарт, настрой, а еще … логика. Ведь, хоть это и звучит несколько неожиданно, но в творческом поиске литературных замыслов раннего Бунина и Платонова Анне помог ее аналитический склад ума, который в прошлом году поднял ее на вторую ступень областного олимпиадного пьедестала по химии. Кстати, и Катя дружна с математикой, сумевшая логически выйти из «ужасных событий накануне Рождества» рассказа Олега Павлова на Библию с ее общечеловеческими постулатами.
Чего уж говорить об Андрее Апарине, изучающем математику, с малолетства играющем в шахматы и к 8 классу имеющем по ним разряд кандидата в мастера спорта! Ему, получается, сам Бог велел занимать верхние строчки рейтинговых областных таблиц.
Три года он шел к своей победе, верно приближаясь к цели: 8 класс – четвертое место в областной олимпиаде по математике; 9 класс – третье место, 10 класс – первое.
Замечательно еще и то, что в 8 и 9 классах Андрею пришлось состязаться в математических знаниях в старших возрастных параллелях (для его сверстников олимпиады в области не проводились).
Когда же, наконец, ему представился шанс сразиться среди «своих», тут уж он показал себя во всей красе! В первый же день Андрей набрал 20 баллов. «Обычно, — комментирует ситуацию М.Ю.Шуба, учитель А.Апарина, — в первый день больше 7-10 баллов не набирают».
Во второй день состязаний Андрей этот свой результат не только сохранил, но и увеличил. В итоге владимирский ученик, занявший второе место, отстал от него на 15 баллов.
Михаил Юрьевич, который, кстати, не мог поехать на эту олимпиаду со своим учеником, констатирует очевидное: «В Андрее удачно сочетается отличное владение базовым материалом (он хорошо считает) и гибкость ума, догадливость, математическая зоркость».
За два дня Андрей пытался решить восемь сложнейших задач. Решить все, до конца описав последовательность шагов, – не самоцель. Как вспоминает М.Ю.Шуба, профи в этом вопросе, на его памяти был лишь один случай, когда все предложенные задачи были решены участником областной олимпиады. Кстати, гораздо чаще первое место вообще не присуждается, ибо не находится достойный его занять. И то, что преподаватель, привезший своего ученика на область, не может справиться с олимпиад-ным заданием, – тоже норма. Здесь не зазорно, когда ученик «делает» учителя. «Незамутненный взгляд, острота мысли, — поясняет М.Ю.Шуба, — все это преимущества ученика перед учителем».
В первый день Андрей решил две задачи и в двух других «продвинулся». Результат 4-часового мозгового штурма узнал он утром следующего дня. Ему пригодилась эта «фора», ибо задачи второго дня покруче были. Полтора часа они сидел над ними и ни одну до конца не решил. Потом выбрал «жертву» — задачу по геометрии, и стал ее «добивать». Многошаговое решение заняло пять страниц. Каждый ход надо было обосновать.
Все удалось! Ловкость ума, правильная стратегия, вера в свои силы, опыт предыдущих лет позволили Андрею Апарину выполнить более 50 процентов предложенных заданий регионального этапа олимпиады по математике. Это не удалось больше никому из десятиклассников области в этом году.
Поздравляем!

Наталья БАРЫБИНА.
Фото автора.

Поделиться новостью

Добавить комментарий