Вы выиграли приз
Как хочется верить в чудо! Как хочется разбогатеть сегодня и сейчас! Как хочется получить в жизни выигрышный билет! Хоть раз, хоть однажды…
Зная все эти слабости человеческой психики, мошенники не дремлют. «Буратинизм» граждан они очень умело используют, неутомимо придумывая все новые и новые схемы облапошивания жаждающих чуда. Вот только две схемы, наиболее распространенные в последнее время.
На сотовый телефон приходит СМС-сообщение о том, что вы – везунчик, ваш абонентский номер оказался выигрышным и вам положен за это приз. Приз может быть любой – от чудо-белья с непостижимым лечебным эффектом до ноутбука. Далее счастливому обладателю, пока он переваривает радостную новость, докладывают, что подробности об условиях получения приза можно узнать по телефону, звонок на который бесплатный. Часто этот бесплатный звонок принимает якобы оператор радиостанции «Европа +».
Сгорающий от желания получить свой приз клиент узнает от этого «оператора», что нужно оплатить кое-какие услуги и что сделать это можно, купив, к примеру, карту «Яндекс-деньги» за 3300 рублей. «Теплый клиент» карту покупает, диктует «оператору» все ее секретные коды и номера…
Вот уже на этом этапе надо бы насторожиться, заподозрить неладное, но те, кто манипулирует «обладателями выигрыша», — хорошие психологи и очень умело ведут свою нечестную игру, цепко держат клиентов, продолжая их разводить и разводить на деньги.
Далее, как правило, игра вступает в свою кульминационную стадию: «клиенту» предлагают заплатить налог на выигрыш в размере 36% от суммы выигрыша и не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге, да еще собрать необходимый пакет документов. Понятно, что «клиенту» все это ужасно неудобно и заботливый «оператор» входит в его положение, предлагая выход из затруднения: купить очередную карту «Яндекс-деньги», а оформление документов.… Да, Бог с ними, с документами!
Тронутый таким участием и уже начавший платить «клиент», как кролик в пасти удава, слепо следует указаниям мошенников: покупает карту, сообщает ее секретный номер, а также номер своего банковского счета, куда в ближайшее время будет переведен выигрыш. Разумеется, никаких денег на счет не поступает и слегка озадаченный клиент звонит «оператору» с вопросом: почему? Тот успокаивает: «Произошла ошибка, и деньги перечислили на другой счет, но если приобрести еще одну карту «Яндекс-деньги», то ошибка будет быстро устранена».
Клиент принимает и это условие игры.
Итог: последний звонок «оператору», чтобы услышать, что все это был розыгрыш. Жертва розыгрыша умнеет на глазах и идет в милицию писать заявление.
Схема №2 была активизирована в Вязниках в конце прошлого года. Актуальна она и до сих пор. Несмотря на предупреждения милиции через средства массовой информации о мошенничествах, список жертв продолжает увеличиваться.
На мобильный или стационарный телефон звонит некто, представляется следователем, который ведет дело вашего близкого родственника, например, сына. Следователь ставит вас в известность, что родственник (сын) попал в беду, совершил преступление, стал участником серьезного ДТП, в ходе которого пострадала, скажем, женщина. Возбуждено уголовное дело. Женщина – в реанимации.
Огорошенный абонент, задавленный детализацией и документальностью описания происшествия, тем, что звонок выдернул его из постели (как правило, подобные звонки раздаются ночью или под утро) и спросонья плохо соображая, «проглатывает наживку». Наживка в том, что родственнику можно помочь… за деньги. Надо заплатить 30 тысяч рублей. Просыпающийся абонент может испугаться размера суммы, сказать, что у него такой суммы не наберется. «Следователь» в этом случае подозрительно легко идет на уступки, снижая планку запроса до 5 тысяч. Указанную сумму следует перевести на номер продиктованного сотового телефона. Сумма переводится, и только после этого наступает «просветление», появляется мысль позвонить непосредственно самому попавшему в беду родственнику. Абонент понимает, что его обманули, и обращается с заявлением в милицию.
Схема передачи денег может варьироваться. Например, в последнее время в Вязниках за деньгами приезжает такси. Таксист «не в теме». Это – случайный человек, который за определенное вознаграждение просто доставляет деньги заказчику. Да и сам «заказчик», как правило, не последнее звено в хитроумной цепи. Есть предположение, что «дергает за ниточки» кукловод, отбывающий наказание в местах не столь отдаленных.
Перед Новым годом, буквально за неделю в Вязниковском ОВД было зарегистрировано 6 заявлений пострадавших от таких телефонных мошенников. Иногда им казалось, что они разговаривали напрямую с родственником, попавшим в беду. Есть случаи, когда всю требуемую сумму жертвы мошенничества сразу заплатить не могли и передавали деньги частями. Но даже в этом случае им не приходило на ум убедиться в правдоподобности информации и самим позвонить для этого родственникам. Они это делали лишь после того, как все расчетные операции были произведены.
Складывается ощущение, что экономический кризис, как волна после шторма, выбросил всю грязь со дна человеческих помыслов. Активизировавшиеся мошенники – из этого числа. Не отягощенные нормами морали они дурят нас, пользуясь нашей доверчивостью и любовью к близким. И противопоставить им мы можем лишь бдительность, вооружившись принципом: «Доверяй, но проверяй».
Наталья БАРЫБИНА.