Мстёрский «Кулибин» может сделать снегоход даже из металлолома
Если бы несколько дней назад мне сказали, что из самого обыкновенного металлолома можно собрать настоящий снегоход, то в лучшем случае я обвинил бы своего собеседника в наивности. Однако совсем недавно довелось познакомиться с удивительным инженером самоучкой Дмитрием Кислиным и убедиться в том, что ничего невозможного для него в этом деле не существует.
За свои тридцать с небольшим лет мужчина успел прослыть среди жителей п. Мстеры настоящим «Кулибиным». Он не только мастерски ремонтирует любую бытовую технику, помогает автолюбителям «оживлять» их «железных коней», но и сам создает уникальные изобретения, аналогов которым практически нет.
Вообще же Дмитрий коренной мстерянин. Его дед слыл в здешних краях знатным плотником. Срубленные им дома и по сей день стоят по обоим берегам Мстерки. Отец Анатолий Кислин выбрал для себя профессию ювелира-гравера. А вот Дмитрий, несмотря на семейные гены, ни с деревом, ни с драгоценными металлами свою жизнь так и не связал. Уже с детства всё его свободное время занимали всевозможные железяки и механизмы. И это притом, что за спиной у изобретателя… всего пять классов образования! По его собственному признанию, взаимной любви со школьными дисциплинами у него не было с самого начала.
— Я до сих пор с трудом пишу и считаю, — откровенно рассказал Дмитрий Анатольевич, — для меня деньги со сберегательной книжки снять — уже проблема.
А вот собрать скоростные аэросани, будучи еще ребенком, никаких трудностей не составило. Чудо агрегат, хотя и пугал селян своим оглушительным ревом, зато на радость местным пацанам разгонялся аж до ста километров в час.
Правда, сейчас о юношеской тяге к скорости напоминает лишь пара деревянных винтов, в свою бытность приводящих в движение первое творение Дмитрия. На смену романтике пришли хозяйственные заботы. Семейство Кислиных всегда держало много скотины: коров, телят, баранов. Вручную заготовить сено на всю эту ораву было занятием не из простых. Впрочем, молодому изобретателю удалось быстро найти выход из положения. На глаза попались две старинные кованые косилки на конской тяге. По прямому назначению такие приспособления не использовались уже давно, и в лучшем случае отправились бы на ближайшую свалку. Но мстёрскому «Кулибину» удалось вдохнуть в них новую жизнь. После некоторых конструктивных изменений одна косилка превратилась в … трактор.
Технологию изготовления аппарата описать очень сложно. Свое детище мастер собирал не по чертежам и схемам, а «на глазок», так, как велит сердце. Единственным не самодельным механизмом оказался двигатель. Его Д.А.Кислин позаимствовал у сломанной мотоколяски. Техника уже десять лет работает без серьёзных сбоев. Не всякий заводской трактор может похвастаться такой выносливостью.
К слову сказать, именно во время разработки агрегата Дмитрий познакомился со своей будущей женой Светланой. Супруга всячески поощряет увлечение мужа самоделками. В долгу Д. Кислин не остаётся, для своей любимой он даже восстановил из небытия мотоцикл «ИЖ-56» 1960 года выпуска. Теперь каждое лето Светлана, как заправская байкерша, рассекает по улочкам посёлка.
Всего же за несколько лет из мастерской Дмитрия вышли более десятка сложнейших технических изделий: от лодочного мотора из бензопилы, до модернизированного ЛуАЗа, корпус которого усилен оцинкованным железом (баки от стиральных машин), а двигатель взят от автомобиля ВАЗ 2103.
Самая же большая гордость изобретателя – снегоходы. Здесь в ход идёт всё, что попадается мастеру под руки: велосипедные рамы, запчасти от сгнившей сельхозтехники, но особенную ценность в этом плане составляют… холодильники. Из выброшенных на свалку «Минсков» и «Холодов» получаются отличные кузова! Но и это не самое парадоксальное. По-настоящему будоражит воображение то, что гусеницы для зимней техники Дмитрий делает из дерева. Кроме мстерянина ещё никто в нашей стране применял такую технологию на практике.
— Для этого я использую исключительно сухую берёзу, — приоткрывает завесу производственной тайны «Кулибин». – Гусеницы получаются лёгкими, прочными, долговечными, да и по снегу идут намного лучше резиновых аналогов.
На создание одного снегохода у мастера уходит примерно год. Зато каждое изделие словно веет надёжностью и качеством исполнения. Не случайно, что из желающих заиметь такой аппарат можно выстраивать длинные очереди. К примеру, за последнюю разработку Дмитрия – снегоход с гордым названием «YAMAHA» — некоторые любители необычной техники предлагают до 60 тысяч рублей. Впрочем, сам изобретатель расставаться с ней не спешит. Мстёрская «YAMAHA» — экземпляр совсем уж уникальный: он имеет независимую подвеску, мощный двигатель с воздушным охлаждением, а главное, самую длинную в мире гусеницу. Среди заводских моделей пальму первенства занимает японская «YAMAHA». Длинна её гусеницы составляет 415 см, разработка Дмитрия превзошла заморский аналог на целых 60 см.
— Мне бы импортный снегоходик заполучить на недельку-другую, я бы посмотрел на его устройство, разобрался бы что к чему и быстро перенял опыт, — мечтает Дмитрий Кислин.
Впрочем, пока мстерский «Кулибин» подрабатывает на лесопилке и воспитывает двоих детей: сына Илью и дочь Лену. Несмотря на повседневные хлопоты, у Дмитрия уже есть пара-тройка задумок, которые он собирается вскоре воплотить в жизнь, так что, думаю, что наша встреча с ним была не последняя.
Андрей ВЕДЕНЕЕВ.