//   Погода:
Новости

Когда война пришла, я знаю…

Увеличить картинкуУ каждого из ветеранов — своя война, свой опыт, свои воспоминания. У кого-то фронтовые версты сплелись в нескончаемый и кровавый поток событий. Для кого-то война закончилась, едва начавшись. Кто-то сгинул в 41-м, а кому-то посчастливилось вернуться домой и еще пожить мирной жизнью.
У Евгения Алексеевича Мозохина — тоже своя военная история и свой Сталинград.
СПЕЦЗАДАНИЕ
Великая и знаменитая впоследствии Сталинградская битва для Мозохина началась 5 сентября 1942-го. А до этого был Вязниковский аэроклуб, окончание которого совпало с началом Великой Отечественной. В звании пилота Евгений Мозохин был направлен в Молотовскую военно-авиационную школу, что располагалась в Перми. Там он должен был пройти учебу на скоростных двухмоторных бомбардировщиках. В школе все ожидали их прибытия, но так и не дождались. Активное наступление немцев сорвало тогда немало ожиданий. Не хватало в летной школе ни бензина, ни самолетов…
Шел 1942 год, в апреле поступил приказ выделить группу курсантов для выполнения спецзадания. 50 человек. Мозохин вошел в их число. Выдали каждому справку с указанием количества налетов и посадок, велели ту справку хранить. Она давала шанс продолжить потом учебу в любой авиационной школе, надежду вернуться в авиацию, если… выживешь после выполнения спецзадания.
Что за спецзадание, куда везут, пермская группа не знала, все делалось в полном секрете. Никто никому не объяснял последовательность перемещений: Свердловская область, Нижняя Сарана, стрелковая дивизия, Саратовская область, боевые стрельбы… Мозохин – наводчик пушки.
Тем временем закончилась весна, тянулось к завершению лето. И вот получен приказ «Выступить на защиту Родины!» Тогда для Евгения Мозохина и началась война. 5 сентября 1942 года его 221 стрелковая дивизия подошла к Сталинграду.
«ОГОНЬ И КОЛЕСА»
В какое пекло движется ночами их 221 стрелковая дивизия, Евгений Мозохин тогда не знал. Не ведал он и о задаче, которую уже поставили перед ними.
Название той деревни Самофаловка он запомнит на всю жизнь. К ней прибыла их дивизия, там и окопалась. И сходу – в бой.
Немецкие танки к тому времени прорвались к Волге, пробив брешь в обороне Сталинграда – коридор шириной 8 километров. Этот коридор надо было отбить. Такую вот задачу поставили перед 221 стрелковой дивизией.
Задача была сложна для выполнения, так как на стороне немцев были все преимущества. За две недели они успели хорошо закрепиться, заняли все высоты, нарыли траншей и окопов. «А мы, — на ровном поле, у них, как на ладони»- вспоминает Евгений Алексеевич.
Использовали тактику «огонь и колеса». Это когда в момент наступления пехоты орудия выкатывались на прямую наводку и двигались вслед за пехотой. Такая тактика давала хорошие результаты в плане поражения огневых точек противника, но была очень опасна для расчета орудия.
Сколько полегло под Сталинградом таких как Мозохин, не счесть. За 15 дней беспрестанных боев почти вся 221 стрелковая дивизия была уничтожена. Тогда ее сменила 316-я, прибывшая из Вязников. Уцелевшей батарее Мозохина дали новый участок.
Но, видать, ангел-хранитель Евгения к тому времени «подустал» и не уберег его: 20 сентября 42-го на новом участке Мозохин был тяжело ранен.
ЗНАЧИТ, ЖИВ…
Евгений Алексеевич помнит, как рыл окоп, сделал передышку, встал, огляделся вокруг. И тут пулеметная очередь. Одна, вторая.… Третью он не услышал. Очнулся от того, что кто-то трясет его за ногу. Открыл глаза и первое, что увидел – звездное небо. Значит, жив…
Потерявший на время бдительность мозохинский ангел-хранитель решил исправиться и послал ему на помощь товарища еще по летной школе. Тот сделал на раздробленном бедре такую хорошую перевязку, что по сути спас Евгению ногу. Везение Евгения заключалось еще и в том, что рана была очень чистой: пуля прошла через перевязочный пакет, зашитый в штанине бойца.
Далее был долгий путь до стационарного госпиталя в Алма-Ате. Почти месяц добирался до него раненый Мозохин, не разрешая никому по дороге трогать его перевязку. Так врач первого же полевого госпиталя ему посоветовал. Потом три месяца лечения. Инвалидность. «Негодность» к строевой. Отправка домой «на долечивание».
Но на этом война для Евгения Алексеевича не закончилась. После 9 месяцев лечения, не взирая на то, что стопа Мозохина продолжала «не слушаться», состоялась очередная перекомиссия, предложившая ему выбор: или пойти «в нестроевую», или написать добровольное заявление «в строевую». При этом обещали отправить в «хорошую» часть, где ходить много не придется. И Мозохин написал заявление.
Обещание было выполнено. Так Евгений Алексеевич попал дальномерщиком в зенитную артиллерию, что базировалась под Москвой. Там он и встретил победу.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЖИЛКА
Демобилизовался Мозохин лишь в 1947 году в звании младшего сержанта. Вернулся в Вязники. Надо было устраиваться в мирной жизни. В поисках работы ему пригодились приобретенные в армии навыки электромонтера. Тянуло всегда Евгения Алексеевича к технике. Помнит он, как купил как-то телевизор. Да тот неудачным экземпляром оказался, постоянно ломался, никак не хотел работать. Вызвал одного мастера, потом другого. Толку – ноль. И решил он тогда попробовать починить капризную технику сам. Получилось. И потянулись с тех пор к нему клиенты – владельцы неисправных телевизоров…
Техническая жилка привела в конце концов Мозохина в Никологорский ЭТУС на должность старшего электромеханика ретранслятора и радиоузла. Так там 30 лет и проработал, 18 из которых уже будучи пенсионером, пока зрение не стало подводить. Евгений Алексеевич имеет 40 благодарственных записей в трудовой книжке. Под его руководством введено в действие новое оборудование телевизионных передатчиков и станция космической связи «Москва».
Это, что касается трудовой биографии Мозохина и его боевых подвигов, отмеченных медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», орденом Отечественной войны II степени.
Но есть еще и лирическая жизненная нить. В 1948 году в школе рабочей молодежи познакомился Евгений Алексеевич со своей будущей супругой. Знакомство это тогда для обоих ровным счетом ничем конкретным не обернулось. Время от времени их жизненные пути пересекались, а потом вновь расходились в разные стороны… до определенного момента, когда поняли оба, что встреча их все же не случайна, и что быть им вместе до самой старости. Вот уже более 50 лет Валентина Ивановна и Евгений Алексеевич живут душа в душу. Их дочь Света выросла, выучилась, вышла замуж, стала мамой. Их внучка Маша тоже выросла, выучилась, вышла замуж и стала мамой. Теперь их правнучке Насте — черед расти, учиться на радость родителям, бабушке, прабабушке и прадеду, который так много сделал, чтобы не прервалась эта связь поколений.

Наталья БАРЫБИНА.

Поделиться новостью

Добавить комментарий