«Мне — 20 лет… И вдруг война»
613 мстерян не вернулись в свой любимый поселок. Среди них — Сергей Дмитриев, расстрелянный в городе Шепетовка за антифашистскую деятельность.
В небольшом домике, расположенном на улице III Интернационала поселка Мстера, до начала 80-х годов прошлого века проживала семья Дмитриевых. Глава семьи Григорий Дмитриевич был известным в Мстере иконописцем, а в советское время — миниатюристом. Мария Петровна, его супруга, работала вышивальщицей.
Дмитриевы растили двух сыновей. Сергей, о котором пойдет речь, был младшим. С детства его отличала активная жизненная позиция. Он никогда не был простым созерцателем, любил заниматься спортом, участвовал в общественной жизни школы, строил первый мстерский стадион, закладывал знаменитый впоследствии сад юннатов. Он любил стихи. Ни один школьный вечер не проходил без участия Сергея Дмитриева.
После окончания школы он успешно сдает вступительные экзамены в Ярославский педагогический институт на литфак. Но учиться ему там пришлось недолго. Осенью 1940 года Сергей был призван в армию. Службу проходил в г.Славута Каменец-Подольской области. Там, на Украине, его и застала война.
«Мне — 20 лет… И вдруг война обрушилась, как вихрь пустынный, умчав нас в дальние края», — напишет впоследствии Сергей в одном из своих фронтовых стихотворений.
О деятельности С.Дмитриева в 1941-1943 годы повествуют письма Анастасии Парадеевой, которая познакомилась с Сергеем в немецкой тюрьме, А.Одухи — командира соединения партизанских отрядов, воспоминания В.Кочетовой, которая вела переписку с учащимися школы г.Шепетовка, ухаживающими за могилой Сергея. Используя все эти источники, мы смогли восстановить страницы жизни Сергея Дмитриева на оккупированной территории.
В одном из жестоких боев он был ранен. Жители Славуты подобрали его, истекающего кровью, подлечили и помогли связаться с подпольной организацией врача Ф.Михайлова. По заданию этой организации Сергей работал преподавателем в школе под фамилией Дмитриенко, а затем на немецкой бирже труда. Он спасал советских девушек от угона в Германию, организовывал побеги пленным воинам, обеспечивая их поддельными паспортами.
Однажды Сергей подготовил 8 паспортов для пленных офицеров, которые должны были бежать из лагеря. На Сергея донесли в гестапо. Он был арестован и посажен в тюрьму города Шепетовка.
Ежедневные допросы, жестокие пытки, истязания. Сергею выбили зубы, сломали три ребра. Из здорового жизнерадостного юноши он за несколько месяцев пребывания в тюрьме превратился в скелет, обтянутый кожей.
Анастасия Парадеева с подругами сидела в соседней с Сергеем камере. Они стали тайно обмениваться записками, завернутыми в форме папирос. При помощи таких «папирос» Сергей рассказал о себе, дал адрес матери и попросил сообщить во Мстеру о нем, если не выживет. Подпольщики готовили ему побег, но осуществить его не удалось. В апреле 1943 года Сергея Дмитриева расстреляли. Из тюрьмы он передал последнее письмо родным: «…Завтра меня поведут на расстрел. А как хочется жить! Жить! Ведь так мало еще я сделал.
Милая мама, тебе будет страшно тяжело переносить такое известие, но помни одно: твой сын не трус и не предатель, он погиб за ваше счастье».
О трагедии в Шепетовке во Мстере узнали спустя годы. Анастасия Парадеева была угнана в Германию, выжила и после освобождения, возвратившись на родину, смогла выполнить данное Сергею обещание.
Мария Петровна Дмитриева, мама Сергея, дважды ездила на Украину, на могилу сына. Он похоронен в братской могиле города Шепетовка.
Светлана ЗЕЛЕНЦОВА,
учитель истории Мстерской СОШ.