«Старался служить, как надо»
С точки зрения вечности – это небольшой период, всего несколько десятилетий. Но для нас, жителей второй половины 20 века, в эти годы умещается и безоблачное детство, и годы учебы и труда, свадьбы и рождение детей, дружеские застолья и путешествия. Да много чего вмещает короткое слово «жизнь». А для этого нужно мирное небо над головой. И оно было над нами, только порой откуда-то сверху грянет, как будто гром, а в синеве неба появится белая полоса, которую быстро и уже бесшумно ведет еле видимый, серебристый, почти прозрачный самолет. Он быстро исчезает, а белая полоса за ним расплывается и вскоре превращается в подобие облаков, белесый дым.
Это было время великого противостояния двух сверхдержав. «Холодная война» — существовал такой термин. Но мы ничего или почти ничего не знаем об участниках этой войны, у нас даже такого обозначения нет – участник холодной войны. Просто были и есть люди, которые не допустили, чтобы холодная война переросла в третью мировую.
Благодаря им наша голубая планета продолжает свой путь во вселенной, а мы плохо ли хорошо, но живем на ней. Живем…. И надо бы нам дальше ее беречь, а не то, не дай Бог, по чьей-то злой воле превратится она в мертвое космическое тело. Эти мысли невольно пришли в голову после беседы с Валерием Тимофеевичем Котовым, ветераном ВВС, летчиком дальней авиации, служившим, как раз в тот период холодной войны. И он как раз из тех, кто не дал разразиться этой войне, умело, добросовестно и честно делая свое дело, выполняя свой воинский долг.
Его родители родом из д. Юрятино Гороховецкого района. Отец с первого дня Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт и до самого ее конца сражался на передовой. Мать была труженицей тыла – работала на торфопредприятии. Детство Валерия пришлось на голодные военные годы. Учиться ходил за пять километров.
В 1946 году из армии вернулся отец и стал работать начальником МТС, а через год семья перебралась в Вязники. С пятого по десятый Валерий Котов учился в школе № 2, в одном классе с Валерием Кубасовым, будущим космонавтом. Они дружили, вместе занимались спортом – легкой атлетикой, лыжами волейболом, не раз защищали спортивную честь школы и города на различных соревнованиях, вместе записались и в аэроклуб. Подход к обучению здесь был очень серьезный – каждый день по пять уроков, а потом занятия в школе во вторую смену. Нагрузки большие, а Валерий Кубасов тогда на золотую медаль шел, и ему от занятий в аэроклубе пришлось отказаться.
За зиму курсанты аэроклуба изучили теорию, а тут и весна – аэродром стал освобождаться от снега. Прошли медкомиссию, и начались полеты на учебно-тренировочных самолетах Як-18 с двойным управлением (сзади сидел инструктор, который всегда мог прийти на помощь сидящему впереди курсанту).
Путевку в авиацию Валерию Котову дал инструктор Владимир Слепцов. Вскоре талантливый ученик выполнял и «бочку», и петлю Нестерова, и то, чего никто не любил – штопор. Валерий в школе девятый класс заканчивал, а делал уже в небе над Вязниками весь высший пилотаж.
Но первая попытка поступить после 9 класса в летное училище закончилась неудачно: требовалось среднее образование. Видимо, не судьба была ему поступить тогда в Кировоградское летное училище. Вернулся в Вязники, закончил 10 классов. Валерий Кубасов звал ехать с ним поступать в МАИ, но он уже «ощутил воздух», и путь у него был один – в авиацию. В военкомате выразил желание вновь поступать в военное училище, и его по комсомольскому набору направили в Балашовское училище дальней авиации, где он успешно сдал вступительные экзамены, прошел конкурс и стал курсантом летного училища.
Весь первый курс проходили теорию – свыше двадцати дисциплин изучали. На втором году начали летать на знакомых Валерию самолетах Як-18. Вскоре инструктор докладывал командиру звена: «Котова и учить-то ничему не надо». Тот слетал с Валерием, протянул многозначительно: «Д-а-а…» и стал сажать его со слабыми курсантами вместо инструктора.
На втором курсе он начал летать на Ли-2. Это был военно-транспортный самолет. Он пролетал командиром Ли-2 до 1958 года. Потом переучивался на реактивный Ту-16, а через десять лет летал уже на сверхзвуковом Ту-22. Эти самолеты несли баллистические ракеты, которые могли поразить любую точку земного шара. Самолет только ставился на вооружение, а уже произошло три катастрофы, поэтому отбор был самым строгим: из пяти полков только троих летчиков подобрали, в том числе и Котова. На Ту-22 Валерий Котов летал над акваторией Черного моря. Было все, как на войне: совершали воздушные маневры против ракет «земля-воздух».
Авиация, а особенно сверхзвуковая, не допускает ни одного чуть неверного движения. Что же касается Валерия Тимофеевича, то по его вине не было ни одной предпосылки к летному происшествию, хотя случалось всякое. Однажды его Ту-22 стоял на контроле готовности – завтра полет на бомбометание. Наутро экипаж Котова отправляют в отпуск. На его машине летят другие, и над полигоном самолет взрывается. Как потом выяснилось, по вине оружейников, неверно установивших взрыватель на бомбе.
А то еще природа подбросит испытание: «Как-то взлетели полком – вспоминает Валерий Тимофеевич, — на средней высоте попали в грозовой фронт, где запрещается любым самолетам летать. Сильная болтанка, молнии. С 3 до 9 тысяч метров «затягивало», штурвал тянешь на себя, машина не слушается. В воздухе 21 самолет, эшелонированный порядок. Самолет весит 70 тонн, а его, как щепочку, кидает – такая в воздухе турбулентность. Это самый запоминающийся случай.
«Я ни о чем не жалею, -оглядываясь на пройденный путь, говорит Валерий Тимофеевич. – Против своего желания ничего не делал. Многие уходили, даже опытные летчики, а я для себя решил, что карьера не для меня. Без практики, с каким образованием ни будь, много не налетаешь. Выговоров у меня по службе не было, благодарностей — не пересчитать. Мне нравилось летать, ответственность чувствовал, а вот дослуживал на земле: последние 7 лет был начальником штаба эскадрильи».
Каждый отпуск Валерий Тимофеевич выделял время, чтобы приехать в Вязники, повидать родителей. Встречался и со школьным другом Валерием Кубасовым. После службы решил поселиться именно здесь, в городе своего детства и юности.
И сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, он верен себе и ничего не делает против своего желания. Валерий Тимофеевич дружит с природой: рыбалка, охота, грибы, ягоды. В свои – 76 лет, съездил на Украину за рулем своей «семерки». Там у него дочь, и они любят отдыхать семьями по месяцу — по два на Десне. Живут в палатках, ловят рыбу, варят уху.
Валерий Тимофеевич Котов — ветеран Вооруженных Сил, награжден всеми юбилейными медалями, начиная с 1954 года. Маршал авиации присылал ему лично поздравления с Днем дальней авиации, который у нас в стране стал отмечаться 23 декабря. К сожалению, нет высокого ордена (а надо бы его учредить), которым бы награждались участники того великого противостояния, не допустившего третьей мировой войны. Валерий Тимофеевич был бы достоин такой награды, потому что находился на самых передних рубежах того противостояния и, говоря его же словами, «старался служить, как надо, как полагается». Служил Отчизне.
Сергей АПОСТОЛОВ.