//   Погода:
Новости

Чужих детей не бывает

Увеличить картинкуОбластные координационные и консультативные советы облюбовали Вязниковскую территорию для своих выездных заседаний. Не прошло и недели, как члены на этот раз областного координационного совета по вопросам женщин, семьи и демографии посетили Вязники. Принимали их в здании управления образования, там же и состоялись пленарные слушания, после которых гости посетили ОГУСО «Вязниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росинка», его отделение профилактики и под занавес насыщенной программы дня – Музей песни.
СИСТЕМА РАБОТАЕТ
Задала деловой тон дню Л. Ганина, зав. отделом по проблемам семьи, детей и демографии областного комитета по социальной политике, объяснившая собравшимся, почему Вязники были выбраны для выездного заседания совета: «Здесь сформировалась своя система, направленная на уменьшение числа детей-сирот, проживающих на Вязниковской территории».
Позже эту «систему» выступающие будут называть «межведомственным взаимодействием». Но формулировки сути не меняют. Ведь если, как отметила Лариса Ганина, Вязниковский район в области известен как территория, где ведется очень активная работа по организации летнего отдыха и занятости детей, и в особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Если здесь уделяется большое внимание развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; если в Вязниковском районе в числе первых в области начали развивать такую форму устройства детей, как семейно-воспитательные группы…, то значит сложившаяся система работает и дает результаты.
Собственно все последующие доклады расширяли и углубляли сказанное Л.Ганиной.
ЗАКОНОПОСЛУШНЫЕ ЭГОИСТЫ
О том, как и какими способами помогает предотвращать социальное сиротство сложившаяся система межведомственного взаимодействия, рассказала Л.Сугробова, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, главный специалист администрации Вязниковского района.
О вкладе в общее дело профилактики социального сиротства учреждениями образования эмоционально, как обычно, поведала Г.Рогова, начальник управления образования Вязниковского района, задействовавшая не только слух, но и зрение аудитории. На большой экран было выведено изображение модели воспитательного пространства Вязниковской территории, демонстрирующей, как объединение всех служб и ведомств, что работают на воспитание детей, работают и на предотвращение социального сиротства. «Ведь это не работа с родителями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, это, в первую очередь, воспитание грамотного, социально-адаптированного выпускника школы… законопослушного эгоиста, — как пояснила Г.Рогова.
Данная формулировка видения будущего России вызвала, надо сказать, оживленную дискуссию на совете. Принялись спорить, не опасен ли для страны юный эгоист, пусть и законопослушный, и не лучше ли взять на вооружение американскую модель воспитания гражданина с известным высказыванием в основе: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси, что ты можешь сделать для нее».
Противоборство двух мнений не известно к чему бы привело, но тут в дело вмешалась Л.Ганина, строго следящая за временным регламентом выступлением.
КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА СЕМЬЮ
Тему социального сиротства продолжила Л.Сенькина, начальник территориального отдела социальной защиты населения, рассказавшая о новых формах работы соц. учреждений по решению этой проблемы.
Было отмечено, что, несмотря на усилия всех служб, на консолидацию их деятельности, на то, что год от года растет и расширяется спектр социальных услуг, сирот при живых родителях ни в целом в России, ни в Вязниках, в частности, меньше не становится. Количество детей в районе, оставшихся без попечения родителей, упорно держится на уровне трех процентов. И число родителей, лишенных родительских прав, тоже не уменьшается.
О том, как и куда устраивают детей-сирот на территории Вязниковского района, рассказала Н.Баталова, зав. отделом опеки и попечительства управления образования: «Замещающие семьи – хороший выход, как показывает мировая практика. Каждый ребенок, направленный в гос.учреждения, то есть те, кому мы не смогли подыскать семью, — наша боль».
Надо сказать, что боль эта немалая. Почти половине выявленных в 2009 году социальных сирот не смогли найти семью. Но ведь есть и другая половина, даже чуть больше — 54, 4%, те, кому повезло. И еще один, пусть и маленький, но повод для радости и гордости — число устроенных в семью в этом году выше, чем в прошлом. И тут нельзя говорить о малости роста показателей, ведь за каждым процентом сухих отчетов — жизни, судьбы… детские судьбы.
Первостепенную роль в деле устройства ребенка отводится такой форме, как усыновление. Это когда усыновитель принимает на себя все родительские права и обязанности. Три ребенка в 2009 году были усыновлены на нашей территории. Три жизни добрые, ответственные взрослые спасли.
Другие формы определения ребенка в семью — опека и попечительство, приемные семьи и институт патронатной семьи, успешно действуют и развиваются у нас на территории.
10 ЗАПОВЕДЕЙ
Заслушав все выступления, члены координационного совета выработали решения и рекомендации. Руководствовались они, в первую очередь, цифрами, которые бесстрастны и красноречивы: «Несмотря на принимаемые меры в районе доля детей, устроенных в замещающие семьи, ниже среднеобластного показателя. Не снята острота детской безнадзорности. Продолжается рост родителей, не исполняющих свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. Выявлено четыре случая жестокого обращения с ребенком, что составляет шестую часть подобных преступлений, совершенных в области…
Можно и дальше было бы перечислять список недочетов и рекомендаций по их устранению, но на глаза попался маленький буклетик, изданный Вязниковским комплексным центром социального обслуживания населения, — «10 заповедей для родителей». Будь на то моя воля, я бы не только раздала их каждому родителю, но и заставила бы выучить наизусть всех тех, кто по долгу службы имеет дело с ребенком.
В этих заповедях — напоминание нам о том, что ребенок, даже неталантливый и неудачный — дар Божий. Что дар этот дается нам на время, как праздник. А празднику, как известно, следует радоваться, его надо выращивать, его надо любить, будь то даже и не твой праздник, а чужой. И главное всем нам напоминание: «Для ребенка сделано не достаточно, если не сделано все».

Наталья БАРЫБИНА.
Фото автора.

Поделиться новостью

Добавить комментарий