//   Погода:
Новости

Детство, опаленное войной

1940 год. В Сергиевых-Горках радостное событие – открыта средняя школа. В марте 1941 года районная газета посвятила ей целую полосу, потому что в школе была хорошо поставлена работа пионерской и комсомольской организаций. Директором в то время был С.П. Пестов, умный, доброжелательный, всесторонне развитый, инициативный и требовательный человек.
После уроков дети с увлечением занимались в различных кружках: математическом, литературном, историческом, художественном, юных радиолюбителей. Юноши с удовольствием посещали кружки ПВХО, учили устройство трактора, осваивали азы работы на нем. Занятия в этих кружках давали им возможность подготовиться к службе в армии, приобрести нужную профессию. Многие увлекались спортом и художественной самодеятельностью. Сколько было планов и у ребят, и у взрослых! Но все перечеркнула война.
С первых дней учащиеся и учителя стали активно помогать колхозу, занятия для старшеклассников начались только в середине октября, а до этого работали: пересыпали зерно на току, теребили лен, выдергивали горох, из мерзлой земли копали картошку.
Враг приближался к Москве. По приказу директора в школе была создана группа защиты МПВО из учащихся девятых классов, организована сандружина, проводились занятия по нормативам «Будь готов к ПВО» и политинформации об обстановке на фронтах Великой Отечественной войны.
Зима 1941 года выдалась морозной, а дров в школе не было. Учителя вместе со своими учениками взяли в руки пилы, топоры и пошли в лес – заготавливать дрова. Но протопить два больших школьных здания было сложно, пришлось заниматься в три смены только в помещении начальной школы. В третью смену на уроках сидели при керосиновых лампах, которые больше коптили, чем светили. Дрова пришлось самим заготавливать все военные годы.
Учились очень старательно, хотя условий не было никаких: один учебник на несколько учеников, писали в книгах, старых журналах между строчек, вместо чернил разводили сажу. Настоящие тетради выдавали только для контрольных работ. Вслух после уроков читали произведения по школьной программе, так как книг было очень мало. На дополнительные занятия приходили вечером, собирались в классе возле учительского стола, на котором стояла керосиновая лампа. Она чуть освещала стол и доску.
Всю войну не видели куска сахара, чистого ржаного хлеба, а белого – и запах забыли. Одежда была перешита из поношенных родительских вещей, но духом не падали, ходили по окрестным деревням с концертами, старались поднять настроение у своих земляков.
В 1942 году были призваны в армию директор школы С.П. Пестов, учителя М.Ф. Кочетов, И.Е. Муханов, а потом дошла очередь и до ребят. Летом 1942 года сразу после окончания девяти классов ушли на фронт восемь юношей, а в январе 1943 года из этого же класса, только уже десятого – еще четверо. Половина из них погибли.
В войну в школе было по четыре пятых класса, три — шестых, два — седьмых, а вот восьмой, девятый, десятый – только по одному классу. Объяснялось все просто, дети бросали учебу в школе, чтобы помогать своим матерям. Отцы у большинства воевали. Война «легализовала» детский труд, для многих он начинался с 10-11 лет, после четвертого класса. Учиться многим хотелось, но не было возможности. Некоторые подростки наравне со взрослыми были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Более полутора тысяч человек были призваны на фронт из нашей местности, из них 702 не вернулись. На руках у 254 вдов осталось 632 несовершеннолетних ребенка.
Прошло 65 лет со дня окончания войны, но она до сих пор в памяти ее последних ветеранов, вдов и детей военного времени.

Людмила БУРАКОВА,
краевед, бывший директор Сергиево-Горской школы.

Поделиться новостью

Добавить комментарий