//   Погода:
Новости

Воспитание семьей

Увеличить картинкуНе всем детям везет одинаково. С некоторыми жизнь бывает не ласкова: бездеятельные, педагогически несостоятельные родители или того хуже – пьющие; грязный, холодный, неуютный дом…
Для таких семей даже термин придуман специальный – «социально-неблагополучные» или «семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации». Для помощи таким даже службы специальные созданы, разгребающие проблемы тех, кто их ударно накопил.
Таким горе-родителям предлагают на время поместить детей в социально-реабилитационные центры, приюты в надежде, что в отведенные сроки, пока их дитя под государственным приглядом, папаши и мамаши одумаются, стряхнут оцепенение бездеятельности и начнут, в конце концов, что-то предпринимать, чтобы спасти свою семью.
В принципе от таких пап и мам много-то и не ждут: чтобы документы жизненно-необходимые выправили, в доме порядок навели, на работу устроились.… А их дети за это время, вырванные из атмосферы неприкаянности, отогретые и отмытые, расцветают. И этот процесс проходит наиболее активно, если детишек помещают в семейно-воспитательные группы, в условия, максимально приближенные к домашним.
Первые семейно-воспитательные группы (СВГ) появились в Вязниках на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росинка» в 2001 году. Начали с четырех групп. Первооткрывателями стали жители сельской местности, где проблема безработицы стояла и стоит наиболее остро. Кстати, за период с 2001 по 2008 год в городе было открыто 58, а в сельской местности – 113 семейно-воспитательных групп.
Дело тогда это было новое, и суть его в том, что, живя в семье воспитателя, ребенок продолжает оставаться под опекой государства. Один из членов семьи становится сотрудником реабилитационного учреждения, получает зарплату за каждого взятого в свой дом ребенка и стимулирующие выплаты. Ребенок находится в СВГ обычно не более полугода, до решения вопроса его дальнейшего жизнеустройства. Основная задача этих групп – вернуть детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, назад в семью. Анализ жизнеустройства воспитанников вязниковских СВГ показывает, что большая их часть (238 из 308) были возвращены в семью кровных родителей, 26 оформлены в приемную семью, 17 отданы под опеку, 13 – в детский дом, 8 – на государственное обеспечение в профессиональные училища.
За этими цифрами – судьбы, полные драматизма, а еще жизненные сюжеты, по которым в пору романы писать.

ТРУДНО БЫТЬ МАЛЫШОМ…
Наталья Александровна Прокофьева, пожалуй, одна из самых опытных воспитателей СВГ. Она в штате «Росинки» с 2001 года, с того времени, когда были созданы первые семейно-воспитательные группы. На ее счету (не побоюсь высокопарного слога) более десяти спасенных маленьких жизней. За судьбой каждого своего воспитанника «бабуля», так ее называют дети, трепетно следит, никого не выпуская из вида. За каждого переживает всем сердцем, успехам каждого радуется больше, чем собственным. «Ее дети» воспринимают дом Прокофьевых, как свой, живя в уверенности, что есть в этом мире теперь и у них гавань, островок тепла и заботы, готовый их укрыть от сквозняка житейских передряг.
К дому Прокофьевых «прилепились» не только все их воспитанники, но и мамы воспитанников. Случаи, когда в гости приходит отогретый Прокофьевыми ребенок вместе со своей мамой, здесь не редкость. Они не делят детей на своих и чужих, всех сажают за один стол и принимают с одинаковым радушием.
Мне довелось на себе испытать магнетизм Прокофьевского дома. Он буквально с порога обволакивает теплом и уютом. Уходить не хочется, а хочется бесконечно наблюдать за увлеченным строительством домиков из почтовых открыток, как 6-летняя Настя, на правах старожила, показывает пример. Ее домики получаются двухэтажными и ладными. Зато Юра под приглядом сестренки Катюши методично выстраивает целое поселение из одноэтажных картонных коттеджей. «Архитектором будет», — стараемся предугадать судьбу воспитанника Натальи Александровны.
Наигравшись, дети самостоятельно, без каких-либо напоминаний собрали свой «строительный материал» в коробку, быстро наведя вокруг порядок, чем привели нас в неописуемый восторг.
Наталья Александровна замечает: «Да они быстро привыкают к порядку, бытовым правилам дома. Бывает, мамы потом не узнают своих детей, искренне удивляясь: «Какие они у вас послушные!»
Помню, одна семья, что взяла моих воспитанников под опеку, восхищалась: «Настоящие дети! Ко всему в бытовом плане приученные! Там папа был просто сражен наповал, когда наши ребятишки, садясь к нему в машину, предварительно аккуратно «обхлопали» ножки, стряхивая снег».
Пустяк вроде, но из таких вот пустяков и складываются традиции уже семьи.
«Светлый ребенок» Настя — так ее называет «бабуля», закончив со «стройкой», вызвалась прочитать стихотворение «Трудно быть малышом», а потом спела песню с довольно сложным текстом и ведь не сбилась ни разу! И это при том, что в начале, когда попала в приют, девочка не могла и простого четверостишья в памяти удержать.
В семейно-воспитательных группах для этих детей многое бывает впервые: свечки на именинном торте, вкус шашлыка, праздник без пьяных потасовок взрослых, ванная, полная горячей воды только для тебя одного и столько времени, сколько захочешь…
А для их воспитателей – жизнь, наполненная новыми красками: первые успехи, доверчивые детские объятия, обращение «бабуля», от которого сердце тает, будто воск, а на душе расцветают незабудки. Чего только стоят слова одного из воспитанников Натальи Александровны, взятого ею из детского дома: «Я, когда вырасту, стану сильным, буду тебя, бабуля, на руках носить…»

«МНЕ В НЕЙ ВСЕ НРАВИТСЯ…»
Наталья Николаевна Аганина сама пришла в «Росинку» с предложением стать воспитателем и взять девочку.
Речь шла о конкретной девочке. Настю Наталья Николаевна знала давно. Ее многодетная семья живет от нее неподалеку. И хотя, как говорят сотрудники социально-реабилитационного центра, мама Насти «не пропащая», а просто неорганизованная, ситуации это в корне не меняет. Женщина не работает, воспитанием детей не занимается, не удосужилась даже оформить на них необходимые документы. Попав в категорию «находящихся в трудной жизненной ситуации», она временно лишилась детей. Настю, старшую, забрала к себе соседка.
Насте у «тети Наташи» нравится. Здесь она – хозяйка собственной комнаты, где в ее полном распоряжении и книжки любимые проживотных, и альбом для рисования с замечательным, собственноручно изображенным бобром, спешащим к своей жене и детям. 10-летняя Настя хорошо учится, прекрасно общается… Открытый, жизнерадостный ребенок.
— Чудесная девочка!
— Я знаю, — улыбается «мама Наташа», — мне нравится в ней все.

ШКОЛА ОПТИМИЗМА
Марии Анатольевне Кузиной по определению скучно не бывает. Скучать ей не дает работа в Козловской школе, где она преподает русский язык и литературу. Не больно-то поскучаешь и имея своих двоих детей, дом с печным отоплением. А уж заботы еще о двух девочках, сестрах Жене и Ане, для которых Мария Анатольевна стала воспитателем, и вовсе не оставляют время для скуки и философских экзерсисов.
Сестренки у Марии Анатольевны с лета, в сентябре пошли в местную школу. Учеба в малокомплектной сельской школе, где каждый ученик – под пристальным педагогическим прицелом, стала для Ани целым испытанием. Девочке, до этого к учению не приученной, приходится прикладывать необычайные усилия в деле подготовки уроков. Ведь не придешь же неподготовленной в класс, в котором всего два ученика: ты да соседка Маринка.
У второклассницы Жени дела с учебой обстоят значительно проще и легче. Она на «4» и «5» учится, и все ее в этой деревенской жизни устраивает. И Марию Анатольевну тоже в девочках все устраивает, и «прикипела» она к ним, взяла бы к себе насовсем, да статус СВГ этого сделать не позволяет, да и биологическая мать девочек не лишена родительских прав, хотя судьбой их и не интересуется. Вот опять куда-то пропала, нет от нее с лета никаких вестей. А между тем без ее письменного согласия ни одно перемещение детей невозможно. Тут законом все четко определено. Государство права кровных родителей строго соблюдает, хотя те порой того и не заслуживают. Как сказала Н.А.Прокофьева: «У меня иногда такая обида живет за детей! Ведь не ценят родители, не понимают, каким богатством их Господь одарил!»

НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ…
Институт семейно-воспитательных групп в Вязниках за текущий год не пополнился ни одним новым воспитателем. Ни условия экономического кризиса с сопутствующей безработицей, ни направления Центра занятости, ничего не повлияло на решение людей обрести работу на дому. Как узнают зарплату воспитателя, так и в сторону.
На сегодняшний день на базе «Росинки» действуют шесть СВГ, воспитатели в них – сплошь старые кадры со стажем работы в семейно-воспитательных группах 6-8 лет. Это те люди, которые однажды ощутили суть подвижнической деятельности воспитателя и уже не смогли быть безучастными к судьбам детей без семьи.
Надо сказать, что быть воспитателем СВГ – вещь «заразная», многие подсаживают на эту деятельность всех членов своей семьи. Так, например, одна из дочерей Натальи Александровны Прокофьевой тоже стала воспитателем семейно-воспитательной группы.
Что движет этими людьми? Уж не заработок, это точно! Работа-то по сути круглосуточная, а ответственность ее и хлопотность никакими деньгами не измерить. Как невозможно измерить и счастье от детских объятий, тепло, обволакивающее душу, исходящее от маленьких сердец. И кто знает, кто кого в большей степени в этом случае воспитывает, кто кого согревает и спасает? Нам не дано предугадать…
Но нам сочувствие дается, как нам дается благодать.

Наталья БАРЫБИНА.
Фото автора. Выражаю благодарность за помощь в написании этого материала сотрудникам СРЦ «Росинка»: Ирине Юрьевне Гороховой, зав. отделением семейно-воспитательных групп и социальному педагогу Любови Сергеевне Кобзаренко.

Поделиться новостью

Добавить комментарий