//   Погода:
Новости

Открытие художника

Любители живописи хорошо знают художника, критика, основателя «Мира искусства» Александра Николаевича Бенуа. В нашем историко-художественном музее есть его картина «Озеро в горах». Известен также его сын, Николай Бенуа, талантливый театральный художник. Еще одна картина из нашего музея, «Море», принадлежит кисти Альберта Бенуа.
Эта фамилия широко известна в культурном мире искусства, но до недавнего времени мы ничего не знали о другом представителе рода Бенуа — Лансере — Александре Бенуа ди Стетто. Недавно во Владимирских палатах прошла его выставка. На ней демонстрировалось 80 работ художника, среди которых пейзажи, портреты, натюрморты, анималистические рисунки и так называемые «структуры». Посетителю выставки представилась просто уникальная возможность, не прислушиваясь к голосу критики (за ее отсутствием) самому понять художественный язык мастера, выработать какое-то свое отношение к его картинам и рисункам.
О самом художнике сохранилось мало биографических сведений. Он родился в 1896 году в Санкт-Петербурге, учился в Школе Общества поощрения художников, где среди его преподавателей были Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, А.А Рылов и С.К. Маковский. Важными в плане художественного развития оказались два летних месяца, проведенные им в гостях у тетки, замечательной художницы З.Е. Серебряковой в имении Нескучное (июнь-июль 1916 г.). Там под ее руководством он занимается живописью и рисунком. В сентябре 1918 года он поступает в Академию художеств и занимается у профессора Л.Н. Бенуа и Э.Я. Штальберга. В 1922 году уезжает в Швейцарию, на родину своих предков, получает швейцарское гражданство и поселяется в местечке Стеттен, название которого стало частью имени художника — Александр Бенуа ди Стетто. Его приезд не остался незамеченным: президент Швейцарской конфедерации Джузеппе Мота, например, заказал художнику свой портрет, который потом экспонировался на выставке в Берне.
Даже мало зная или вовсе не зная ничего о жизни художника, многое можно найти в его картинах, а главное — увидеть и понять душу их создателя. Скажем, от горных альпийских пейзажей художника, написанных, казалось бы, в холодных тонах, веет теплом. Замечательный колорист Александр Бенуа ди Стетто пристально вглядывается в цветовую гамму цветов: «Голландский букет», «Розы на зеленой скатерти», «Пионы». Вместе с женой, датской виолончелисткой Камиллой Зингер (Камой), они много путешествуют по Европе: Франция, Дания, Испания, Германия, Швеция. Художника, родившегося в семье известного Петербургского зодчего, не могли не привлекать городской пейзаж, архитектура европейских столиц: «Париж Церковь Сен-Жермен», «Парк дворца Розенберг в Копенгагене», «Старый Мюнхен», «Берлин». В двух последних работах, помеченных соответственно 1928 и 1929 годами есть что-то мрачно-серое, тяжелое и гнетущее. Не предчувствие ли? Вспомним, что вскоре к власти в Германии придут фашисты, а через 10 лет начнется вторая мировая война. Трудно станет всем. «Портрет Камы с рукоделием на фоне атрибутов науки и искусства», обладает темным колоритом. Невозможно забыть грустный взгляд на «Портрете девочки в красном платье» (обе работы помечены 1944 годом).
Но именно в годы войны в работах художника оживают русские мотивы: «Красный конек», «Русский натюрморт» (1943 г.). Ощущается также влияние эстетики «Мира искусства», особенно в отношении к прошлому России. Таков его «Натюрморт с портретом Александра I» (1944 г.). Интересна серия анималистических рисунков сангиной с прорисовкой карандашом. Они все помечены 1927 годом, довольно крупные по размерам — всего 11 рисунков: «Тигр», «Ягуар», «Пеликан» и т.д.
Нет смысла описывать сложные абстрактные построения, названные художником «структурами», их нужно увидеть и попробовать понять. Любителей изобразительного искусства не может не заинтересовать эта выставка, ведь, действительно, Александр Бенуа ди Стетто раньше был неизвестен на родине (как бы там ни было, он по рождению русский). И вот уникальная возможность познакомиться с подлинниками его картин (фотографировать на выставке запрещено по воле владельцев коллекции), с тем, что мы никогда и нигде не видели, нам все-таки представилась.

Сергей АПОСТОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий