Свет надежды
Осенью дорога на Мстеру особенно красива, а если сойдешь в Налескине и поднимешься в гору, то дух замирает от увиденного. Сквозь золотистые пряди березовых веток видна река, и все сплошь в листвяном золоте, только темно-зеленые островерхие терема елей поднимаются то тут, то там. «Нет безобразия в природе», — сказал поэт. Среди этой красоты мы разговариваем с Надеждой Александровной Овчинниковой о тех, кто пришел в общество «Осознание» и решил добровольно избавиться от наркозависимости. Напомним, что оно создано по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. На территории области действует 5 отделений общества: во Мстере, Налескине, Сарыеве, Гришине и во Владимире. В них проходят реабилитацию не только наркозависимые, но и страдающие токсикоманией, алкоголизмом, игроманией люди.
Сама Надежда Александровна всю жизнь проработала воспитателем детского сада. Сейчас хоть и на пенсии, но отдыха не знает. Она — председатель уличного комитета, а когда познакомилась с матушкой Фамаидой, то приняла близко к сердцу заботы по обустройству сразу двух центров общества «Осознание» — во Мстере и Налескине.
Во Мстере при монастыре св. Иоанна Милостивого живут в кельях женщины. С двумя из них удалось побеседовать, обе они родом из Нижнего Новгорода.
Мария воспитывалась в хорошей семье, и жизнь у нее складывалась в общем-то успешно: училась, занималась хоккеем на траве, вполне могла бы сделать спортивную карьеру. Далее, как в плохом сне: встретила и полюбила человека, который оказался наркоманом. Хотела спасти его, да сама «увязла». Теперь вот при монастыре спасается. Возвращаться назад, в прежнюю среду, не хочет. По ее словам, многие ее сверстники уже на кладбище от «передоза». Мария говорит, что подсесть на наркотики недолго, стоит в молодежной компании завестись одной «свинье» и все – компания становится дурной в прямом и переносном смысле, если вспомнить, что такое «дурь» на языке наркоманов. Она понимает, как хрупка еще та основа, которую обрела в православном монастыре, но это тем не менее основа, и на ней можно строить дальнейшую жизнь.
Боится возвращаться назад и ее подруга по несчастью Елена. Она пыталась избавиться от пагубной привычки, был светлый период без наркотиков – целых 10 лет. Потом сорвалась. Сейчас лечится трудом и молитвой. Недавно стала мамой: у нее четырехмесячная дочка Соня, которая, пока мы разговаривали, спала рядом в коляске. Прямо к горлу подступал ком: как мы, государство, правительство, допускаем, чтобы в нашей стране молодежь гибла от наркотиков? И что ждет Сонечку, когда она вырастет? По самому большому счету – это один из капитальных вопросов сегодняшнего дня. Именно сегодняшнего – завтра такого вопроса не будет: или – или!..
Монастырский храм-одноглав был весь в лесах, и только купол уже отреставрирован и сиял золотом. «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал», — вспомнились строки Владимира Высоцкого. В не столь далекое время в помещении бывшего храма был клуб, проводились дискотеки. Конечно, в сельской глубинке вряд ли, а в крупных городах именно дискотеки остаются местом распространения наркотиков, легких ли, тяжелых – граница очень условная и зыбкая. Начинают с экстези, кончают героином, что дальше – лучше спросить у ребят, которые прошли через этот ад.
Роман приехал сюда добровольно из Санкт-Петербурга. Там у него была хорошо оплачиваемая работа, семья, он занимался спортом. Как стал наркоманом, и сам не может объяснить: хотел только один раз попробовать наркотик. Глазом моргнуть не успел – уже месяц на игле. И потянулись страшные дни. Мир вдруг стал черно-белым – все другие краски из него исчезли, и он был словно вывернутым наизнанку. Роман ощущал себя в нем внутренне опустошенным. Не фантастические миры и видения открывались ему, а пропасть, бездна звала к себе.
Чувствуя, что не может остановиться сам, он пришел вечером к Владимирскому собору, встал на колени перед его оградой и в последнем отчаянном усилии попросил у Бога спасти его. Вряд ли в нем тогда была вера даже «с горчичное зерно», потому что мгновенной помощи не последовало. Это привело к решению свести счеты с жизнью, тем более жизнью это назвать было нельзя – он ввел смертельную дозу наркотика. Но вопль отчаяния был уже услышан небом, и высшая сила не дала ему совершить смертный грех самоубийства. А тут верный человек, женщина, нашла в Интернете адрес общества «Осознание». Так Роман оказался в Налескине.
Живя здесь, занимаясь повседневным физическим трудом, он снова обрел почву под ногами, мир вокруг вновь приобрел краски, и он видит его красоту и даже хочет остаться здесь жить. Возвращаться назад не имеет желания по той же причине, что и Мария: тот же двор, та же компания – замкнутый порочный круг.
Недавно по ТВ, в передаче «Специальный корреспондент» был показан материал Аркадия Мамонтова о том, как накрыли притон наркоманов в Санкт-Петербурге. Жители довольны, ведь они жили в страхе за будущее своих детей, внуков. Роман говорит, что в его родном городе, который он очень любит, чуть ли не в каждой четвертой (!) семье есть «свой» наркоман, что идет настоящая война против молодежи. Сам вид показанного в той передаче притона – лежащие вповалку на полу на каких-то грязных подстилках наркоманы (сплошь молодые люди) – вызывает ощущение хаоса, физического и морального дна.
Есть в Санкт-Петербурге клиники, например, им. Бехтерева, где пытаются лечить наркоманов, причем за большие деньги. Родители, конечно, платят, но эффект, по словам Романа, нулевой. Можно очистить кровь, провести другие процедуры, но главного — изменения сознания — не происходит. Получается все как в Евангелии: очистишь, выметешь дом, а в него еще больше бесов вселится. Но если человек обращается к Богу всем своим существом, то это как раз тот краеугольный камень, на котором можно воссоздавать храм своего духа, а за ним и тела.
Роман признавался, что превратился уже в тень, весил не более 40 кг. Сейчас он поправился, водит машину – старый разбитый фургон, подаренный спонсорами. Он живет в деревенском доме, приобретенном обществом «Осознание», живет с другими такими же, как он, ребятами. Они занимаются полезным трудом, содержат небольшое хозяйство: куры, гуси, есть даже лошадь. Заготовили дров на зиму. Живут чисто, все делают сами, читают православную литературу. Помогают и монастырю – недавно прокопали траншею для подведения воды к бане.
И всегда рядом с ними Надежда Александровна Овчинникова, которая может и посещение стоматолога организовать, и выход в местный музей. Помогает она и матушке Фамаиде в решении хозяйственных вопросов, привлечении спонсорской помощи. Ее подвижничество было замечено, и к 380-летию обители св. Иоанна Милостивого, которое отмечалось 25 ноября 2008 года, ей была «преподана» Архиерейская грамота. Но главное то, что она заслужила любовь и доверие всех членов общества «Осознание», и они ее кроме как «мамой» никак не называют.
У Надежды Александровны такая жизненная установка – люди должны помогать людям. «Конечно, без помощи Евгения Михайловича Виноградова, Александра Юрьевича Разгильдеева, я бы ничего не добилась, — говорит она, – огромное им спасибо! Низкий поклон также всем, кто помогал и продолжает помогать обществу и монастырю становиться на ноги. Это Сергей Борисович Сеньков, Надежда Петровна Панкова, Александр Константинович Каулин, Эдик Суренович Погосян, Ольга Николаевна Соина, Евгений Александрович Никитин, Валентина Владимировна Бородина, Любовь Петровна Мачина, братья Анатолий и Владимир Румянцевы и другие.
Все отделения общества «Осознание» располагаются при православных храмах. Так получилось, что религия, которую воинствующие атеисты называли в свое время «опиумом для народа», пришла на помощь тем, кого выбросил на обочину жизни настоящий, а не метафизический опиум. Не здоровых звал приходить к себе Христос, а больных, страдающих грешников, чтобы они очистились через Него.
Когда мы возвращались из Налескина на фургоне, за рулем которого сидел Роман, Надежда Александровна показала в сторону Мстеры. Там, в лучах вечернего солнца ярко сиял купол монастыря св. Иоанна Милостивого. И подумалось тогда: а ведь это последняя надежда у ребят. Они пошли на этот свет, осознали, поверили. Но вдруг найдется очередная «свинья», которая ради корысти совратит их с пути истинного? По этому поводу в Евангелии находим слова Христа: «Горе соблазнившему малых сих. Лучше бы ему надели жернов на шею и бросили в воду». Война так война – за молодежь, за наше будущее нужно сражаться всеми силами и всеми способами. И права Надежда Александровна Овчинникова: «Люди должны помогать людям».
Сергей АПОСТОЛОВ
Фото автора.