Фотограф и художник Пирожков
Слав Сергеевич Пирожков человек веселой крови: порой ироничный, порой по-детски наивный, всегда остроумный, никогда не унывающий. По образованию он художник-гравер, так как закончил художественное профтехучилище во Мстере, где он родился 19 ноября 1929 года. И получается, что живет он на свете 80 лет, а это, согласитесь, возраст.
Его родители оба имели отношение к фотоделу: отец фотографировал, мать печатала снимки. Во время войны отца перевели работать в Вязники, так как молодых фотографов забрали на фронт. Так он и ездил летом туда и обратно на пароходе «Робеспьер», а зимой пешком добирался.
Слав Сергеевич, после окончания училища в 1948 году, стал трудиться на Кольчугинском заводе № 7, выпускавшем товары широкого потребления. Граверы изготавливали штампы для столовых приборов, посуды, другой домашней утвари. Ему запомнилось, как перед армией он сделал носик для чайника, а потом в Бресте, где проходил курс молодого бойца, в магазине увидел поварешку, изготовленную по его штампу. Помнит посетившее его чувство гордости, что по его образцу вещь сделана. В учебном подразделении успел подержать в руках карабин и даже на стрельбище сделал из него три зачетных выстрела. Но отцы-командиры тоже успели уже подержать в руках его документ об окончании художественного училища. Так что вместо карабина ему пришлось брать в руки карандаши и кисти и заниматься оформительской деятельностью.
«Пройдя» таким образом курс молодого бойца, на «базаре», когда полковник спросил у построившихся солдат: «Художники есть?» — он вышел из строя. Кому-то требовались повара, кому-то портные, в танковые части нужны были трактористы, а он уехал с тем полковником в Германию, в Группу Советских войск.
Первую работу, которую молодой боец художественного фронта Пирожков выполнил на новом месте, был гипсовый барельеф с изображением Ленина и Сталина. Также он рисовал портреты членов Политбюро для фасада, различные панно, оформлял стадион, а потом оказался в топографическом отделе в качестве мастера топографических работ. Не раз приходилось сидеть с командующим в одном кабинете, следовать за ним на летучке, оформлять к утру итоговые отчеты об учениях и смотрах.
В 1954 году Пирожков демобилизовался и решил продолжить дело своих родителей – стал фотографом. Сначала работал во Мстере, потом – в Вязниках в фотоателье Дома быта. В прицел его объектива попадали все сколько-нибудь заметные события в городе: будь то встреча делегации из чешского города-побратима Дечин, приезд космонавта-земляка Валерия Кубасова, Фатьяновские праздники и его знаменитые гости. Самого поэта Алексея Фатьянова Слав Пирожков видел в начале 50-х, во Мстерском Доме отдыха, фотографировал его в компании отдыхавших.
Как это ни громко звучит, но Слав Сергеевич создал фотолетопись Вязников. Причем, снимки выполнены на высоком профессиональном уровне. Последним уникальным объектом его съемки стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, когда через Вязники провозили мощи Св. Серафима Саровского. Небывалое дело, но тогда перед фотокамерой Пирожкова Патриарх снял свою митру, а потом сказал фотографу вещее слово, назвав его художником.
Было это в 1991 году, и именно тогда Слав Сергеевич взял в руки кисти и краски и стал писать картины, можно сказать, по слову Патриарха. С тех пор им написано более 500 полотен. Это и пейзажи окрестностей Вязников и Мстеры, архитектурные композиции с изображением местных православных храмов и целая галерея портретов, в том числе и Патриарха Алексия II, Валерия Кубасова, Алексея Фатьянова, художника Николая Модорова и многих, многих других прославленных наших земляков. По фотографии он написал пароход «Робеспьер», ходивший некогда по Клязьме между Вязниками и Мстерой. На одной из картин можно увидеть наш древний деревянный город-крепость Ярополч.
Свою квартиру Слав Сергеевич превратил в мастерскую художника: картины у него повсюду (разговор проходил накануне его персональной выставки), а у окна, на мольберте, стоял еще неоконченный холст с портретом композитора Игоря Федотова. 19 ноября Славу Пирожкову исполнилось 80 лет. В этот день открылась и его персональная выставка в Музее песни, двери которого всегда распахнуты для посетителей.
Сергей АПОСТОЛОВ.
На снимке: Слав Пирожков. «Автопортрет в юные годы»