«Криданака» на санскрите — игрушка
Первая мысль, которая приходит после осмотра выставки игрушек в одном из залов историко-художественного музея, насколько разная культура даже в изготовлении кукол у, казалось бы, близких по географическому положению стран. Из них нам, пожалуй, ближе всех Индия. Но куклы — это особая статья. Здесь традиционно силен религиозный элемент, особенно в искусстве изготовления кукол катхали, или «танцоров», часто в образе Кришны. Индийских кукол можно отличить как по одежде — сари у женщин, чалма на голове у мужчин, — так и по большим черным глазам, хотя у двух кукол неожиданно слегка округленные голубые глаза. В витринах можно увидеть факира с коброй, ансамбль музыкантов-усачей, на стене — веер из павлиньих перьев, панно «Кришна и пастушка».
В Японии отмечают два праздника в году, и главным элементом обоих являются куклы. Поражает мастерство изготовления кукольных самураев, гейш. В ход здесь пущены фарфор, шелк, драгоценная парча. Особняком выставлены самурайские мечи трех видов с позолоченными змейками на ножнах. Сами самураи игрушечные, а вот мечи самурайские — настоящие. Отношение к изготовлению кукол в стране восходящего солнца настолько серьезное, что более полувека назад там самые известные кукольных дел мастера стали получать титул «Живое национальное сокровище».
В Китае традиция изготовления кукол, хотя и существовала издревле, но такой жанр, как цзюньжень совсем еще молод — появился в 1950 году. Ценителей изящного не смогут не восхитить куклы династии Цинн, «Три звезды счастья» из фарфора, набор кукол из теста под стеклянными колпачками, персонажи романа «Сон в красном тереме».
Вьетнам представлен марионетками из фигового дерева. Там до сего дня сохранилась традиция представлений на воде, когда кукловод с помощью дедовских приспособлений из бамбука и веревок приводит куклы в движение и создается иллюзия, что они самостоятельно двигаются по поверхности бассейна.
И совершенно выпадает из общего ряда коллекция кукол из Индонезии. Лук со стрелами, ритуальные маски, настенные коврики — это еще куда ни шло. Но вот черные фигурки, вырезанные мастером из эбенового дерева в гротесковой манере, невольно приковывают взор. Некоторые уродливы и даже страшны, например, людоед перед остатками своего ужина. Как сказано в письменной аннотации, на островах Индонезии до сих пор верят, что судьбой живых распоряжаются тени предков. По этой причине фигура кукловода (даланга) и его театр теней так популярны в Индонезии, стране, не так знакомой нам, как скажем Индия, Китай или Япония. Но тем и интереснее.
Сергей МАЛКОВ.
Фото автора.