Андрей Чудаков: «Ралли для меня – смысл жизни»
Для одних автомобиль — роскошь, для других — средство передвижения. А вот для официального представителя национальной сборной по ралли-рейдам «КАМАЗ-Мастер» в столице Приволжского федерального округа Андрея Чудакова четырёхколёсная техника давно стала смыслом жизни.
Нынешний год для гонщика выдался особенно насыщенным. Он принял участие практически во всех видах гонок — от самых элегантных на антикварных авто до самых экстремальных. Но главным приключением всего сезона 2009 для Андрея Юрьевича по праву остался ралли-рейд «Шелковый путь», который соединил три государства: Россию, Казахстан и Туркменистан. В ходе состязаний экипаж пилота Ильи Староверова и штурмана Андрея Чудакова поставил уникальный мировой рекорд. Впервые в истории подобных гонок они смогли пересечь плато Устюрт, а это примерно 280 километров «каменного ада», не на мощном внедорожнике типа «Nissan Patrol», а на обыкновенной … «Оке». Народная микролитражка справилась с дистанцией не хуже своих полноприводных конкурентов, финишировав без поломок. Даже Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев не смог удержаться, и лично поздравил участников с уникальным достижением. Об этом неоднократно упоминали ведущие информагентства страны. Однако мало кто знает, что корни победы растут из Вязников.
Именно в нашем городе долгое время жил и трудился один из героев «Шелкового пути» Андрей Чудаков. Закончив МГХТУ им. Строгановых по специальности художник-конструктор (автодизайнер), он пришел работать на завод «ОСВАР». В 1984 году здесь был создан уникальный автоклуб «СКИФ», участники которого занимались конструированием самодельных транспортных средств. Местным техникам пришла в голову необычная идея – организовать в своём городе слёт самодельных авто. Задумка была поддержана на всех уровнях, и вскоре праздник технического творчества стал одним из самых популярных.
Спустя год после образования «СКИФа», А.Чудаков и другие вязниковские любители острых ощущений впервые приняли участие в настоящих ралли, проходивших в Набережных Челнах. Для дальнейших выступлений была разработана собственная раллийная машина. По цвету кузова она получила название «Апельсин». Как говорит Чудаков, в основу новоиспечённого «кара» лег автомобиль «Нива» с модернизированными подвесками и двигателем.
Вообще же за вязниковскую раллийную команду Андрей Юрьевич выступал вплоть до 1994 года. Ему даже было присвоено звание кандидата в мастера спорта по классическому ралли. Но одних достижений в гонках спортсмену было явно не достаточно. Он взялся за перо. Из его статей в районном «Маяке», популярных всероссийских изданиях «За рулём» и «Свет» читатели узнавали о самых ярких событиях в мире автоспорта. Именно Чудаков, по мнению коллег-журналистов, разрушил информационную блокаду команды «КАМАЗ-Мастерс».
В 2001 году конструктора-журналиста пригласили в Нижний Новгород на должность заместителя главного редактора журнала «Автопробег». Вместе с российскими гонщиками он объездил почти весь мир. Сейчас в арсенале Андрея Юрьевича множество историй о приключениях автоэкстремалов в самых экзотических частях света. Многие путевые заметки можно найти на страницах «Автопробега» и других ведущих российских и европейских изданиях.
Не смотря на то, что большая часть трудовых будней А.Ю. Чудакова проходит в Нижнем Новгороде, он по-прежнему считает себя исключительно вязниковцем. Только в городе на Клязьме ему удаётся отдохнуть душой и набраться новых творческих сил. Вот и сейчас, проводив «КАМАЗовцев» на очередной «Дакар», официальный представитель команды вернулся в любимый городок. Впрочем, и здесь долго сидеть вдали от автомобильной жизни он не планирует. Напротив, Андрей решил саму эту жизнь вернуть в Вязники. В его ближайших планах значится организация в нашем районе Всероссийского слёта миниавтомобилей. Он будет включать в себя различные виды соревнований и показательных выступлений.
— Места здесь очень подходящие, уникальные даже — оценивает перспективы А.Чудаков. – Ралли на малолитражках смогут охватить не только отдельные посёлки, но и настоящие туристические центры, такие как Ярополье и Мстёру.
Гонщик хочет вернуть на свою «историческую родину» и популярную в Нижегородской области игру «Приключенческое ралли». Этот симбиоз классических городских гонок, телешоу «Форт Боярд» и «Что? Где? Когда», действительно, появился именно на Вязниковской земле во время шоу самоделок. Реализовать же его на практике А.Чудакову удалось только на просторах Нижегородчины. Но в нашем районе игра может получиться ничуть не хуже.
Что же касается ближайших спортивных планов, то на повестке дня у Андрея Юрьевича значится освещение очередного «Дакара» и подготовка к «Шелковому пути -2010». Чудаков и Староверов вновь хотят поразить воображение болельщиков, — пройди многокилометровую трассу на стареньком «Москвиче». Будем болеть за нашего земляка, сделавшего великий «Шелковый путь» чуть ближе к вязниковцам.
Андрей ВЕДЕНЕЕВ
Фото из личного архива А.Чудакова.