Один из первых
С удовольствием смотрю довоенное немое кино. От звукового оно отличается тем, что там совершенно иные средства выражения, и жаль, что оно зачахло и перечеркнулось звуковым кино. Жаль, что оно не пошло развиваться параллельно звуковому.
Одной из звезд немого, а далее и звукового кино был наш земляк, родившийся 2 марта 1891 года в городе Вязники, Сергей Комаров. Настоящая фамилия Лаврентьев. Сейчас это имя не то чтобы забыто, просто наступила эпоха иных кинозвезд, иных фильмов. Стерео, квадрокино сейчас изумляет и поражает. Но в двадцатые — тридцатые годы прошлого века то, вроде бы примитивное, на наш взгляд, кино впечатляло, может быть, во много раз больше, чем сейчас, начиненные непревзойденными спецэффектами блокбастеры. И тогда киноактер являлся каким-то небожителем. Сергей Комаров закончил три курса актерского факультета Первой Госкиношколы – высших учебных заведений по этому профилю тогда и не было.
Совершенно не случайно людей, пришедших на советский экран в 20-е годы, называли натурщиками, а не актерами. Они принципиально отказывались от определения, которое свойственно было раннему русскому кино – не желали быть актерами и слово «психология» произносили с оттенком легкого презрения. Из спорта в киношколу пришли боксер Борис Барнет, чемпион России по штанге среди любителей Александр Чистяков и Сергей Комаров, преподаватель физкультуры в главной военной школе. Актерского опыта у них не было никакого, зато жизненного — хоть отбавляй! Главное для актеров-натурщиков того времени — владение телом. В немых фильмах не нужно произносить чувственные диалоги. Главное — это движение и мимика.
С 1923 года Сергей Комаров — один из ведущих актеров экспериментальной мастерской Льва Кулешова. Вот список первых фильмов, в которых играл Сергей Комаров: «Деревня на переломе» (1921 г.) — комиссар, «Серп и молот» (1921 г.), «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924 г.) — одноглазый, «Луч смерти» (1925 г.) — Томас Ланн, «Мисс Менд» (1926 г.) — Чиче, «По закону» (1926 г.) — Ганс, «Конец Санкт-Петербурга» (1927 г.)…
В фильмах «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927 г.) и «Кукла с миллионами» (1928 г. ) Сергей Комаров дебютировал как режиссер. Причем, в первом фильме у него играли звезды кино Игорь Ильинский и зарубежные актеры Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс, а в написании сценария участвовал известный литератор Вадим Шершеневич.
Не все актеры, которые достигли популярности в эпоху немого кино, сумели адаптироваться в звуковом кино, чего не скажешь о Сергее Комарове. У него это произошло без особых трудностей. В приключенческой картине «Веселая канарейка» он преображается в колоритного изящного князя Брянского в шляпе и с тростью, приковывая внимание как зрителя, так и капризной героини. Для киноактера, воспитанного в поэтике немого кино и, соответственно, не овладевшего голосом, приход звука в кинематограф – сложнейший барьер. Комаров преодолевает его с необыкновенной легкостью и мастерством. Текст дается всем достаточно тяжело, все очень немногословны, кроме всего прочего, звукозаписывающая аппаратура еще крайне несовершенна и не может передать модуляции голоса. Но работает Комаров блестяще, он естественен и хорошо говорит.
Военные и послевоенные годы — пик популярности Сергея Комарова. Он снимается в фильмах, которые посмотрели миллионы зрителей. «Клятва Тимура», «Принц и нищий», «Это было в Донбассе», «Поезд идёт на Восток», «Молодая гвардия» и так далее. В пятидесятые годы Сергей Комаров сыграл пожилого ученого в известном приключенческом фильме «Тайна двух океанов».
Помимо актерской деятельности С. Комаров преподавал актерское мастерство во ВГИКе и являлся деканом актерского факультета. Умер в декабре 1957 года в Москве. Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища.
Вязники тесно связаны с кинематографом. Несколько фильмов было снято в наших местах, во многих кинокартинах звучат песни нашего земляка Алексея Фатьянова.
Работают в кино до сего времени уроженцы нашего города Юрий Цурило, Василий Васильев, сыгравший Яшку-цыгана в «Неуловимых мстителях», «король эпизодов» Николай Парфенов. Яркой строкой в этом перечне выделяется и Сергей Комаров, один из первых советских кинематографистов.
Владимир ГЕРАСИМОВ.