1 сентября — День знаний
Миссия выполнима
Августовская педагогическая конференция вновь собрала полный зал. Педагоги со всего города и района собрались в Доме искусств 21 августа не только, чтобы увидеть друг друга после летних отпусков и пообщаться, не только, чтобы в конце конференции «потусить» под концерт какой-нибудь приглашенной звезды или ансамбля. Главным и центральным событием августовской конференции является доклад начальника управления образования Г.А.Роговой.
Галине Александровне удается каждый раз невозможное: встряхнуть зал, озадачив его по полной, похвалить, наградить, а затем отругать, да так, что никто не остается обижен и при этом каждый ощущает меру своей ответственности. Так ругать умеет лишь любящая мама.
В основу выступления на этот раз легли результаты единого государственного экзамена, точнее – проблема качества обучения и уже потом ЕГЭ, как одного из его наиболее очевидных показателей.
Результаты ЕГЭ подверглись тщательнейшему анализу. Критики хватало, хотя и было отмечено, что в нынешнем году не то, что в давешнем, то есть гораздо лучше, но по-прежнему еще плохо: средний результат наших учеников практически по всем предметам ниже среднеобластного. Особое беспокойство вызывает математика, так как этот предмет – в списке обязательных и необходимых для получения аттестата. Из 430 выпускников наших школ 12 закончили свое среднее образование со справкой, сдав, вернее не сдав, оба обязательных ЕГЭ: по русскому и математике. Это — 2,8% от общего числа вязниковских выпускников нынешнего года. В области этот процент – 1,7, а по России – около 2%.
Управлением образования был даже составлен рейтинг школ по результатам сдачи ЕГЭ. Буковки на диаграмме были мелкие и, наверное, многим директорам не стоило утруждать глаза, чтобы убедиться в нелицеприятной очевидности.
А начальник управления образования в это время продолжала сыпать вопросами. Кстати, в нынешнем ее докладе вопросов было предостаточно. Они отлично удобрили почву для размышлений:
-Почему такие результаты? Почему в нашей отчетности все хорошо, пока дело не доходит до независимой экспертизы? Почему стабильно оценка экзамена, проводимого учителем, выше, чем результат ЕГЭ? До коих пор учитель будет заигрывать с учеником, ставя ему ожидаемый им балл, а не тот, что отражает реальные знания? Как получается, что по выбранному предмету этот ученик получает потом на ЕГЭ «двойку»? А проблема честных результатов? А подсказки на ЕГЭ? А разное отношение организаторов к разным ученикам? А натаскивание детей на ответы? Это ли не вранье? Желание любой ценой добиться результата?
Говоря о качестве образования, Галина Александровна наряду с показателями результативности, напомнила и об авторитете школы и о тесно с ним связанным подушевом финансировании, в частности, о том, во сколько обходится государству обучение одного ученика в малокомплектной школе и сопоставимы ли затрачиваемые на его образование суммы с результатом, то есть с качеством его обучения, с результатами ЕГЭ, например. Цифры для размышления: 31 тысяча рублей – такова средняя стоимость обучения одного ученика во Владимирской области. От 22 до 162 тысяч – у нас.
При этом зарплаты педагогов растут. И за год в среднем выросли на 30-40 процентов. А на сколько процентов выросла их компетентность?
Зал внимал, притихший и грустный, потому что во всем, о чем говорила Г.А.Рогова, крылась проблема — большая или малая. Даже, казалось бы, в благополучной начальной школе, которую всегда только хвалили, обнаружилась вдруг бомба замедленного действия, бомба под названием «потеря интереса к учебе к средним и старшим классам». Это, собственно, подтверждают и международные исследования, доказывающие, что чем дольше учится ученик в школе, тем хуже у него результат.
-Какого ученика больше любит учитель начальных классов?- спросила начальник управления образования зал.
-Правильно! Послушного!
Не беспокойного, не задающего вопросы, не творческого, не интересного, а послушного и тихого. С таким удобнее и проще работать учителю.
Почивая на лаврах ученической любви, учитель начальных классов закладывает бомбу замедленного действия. И к 7-му классу мы получаем уже сформированный ученический опыт — не высовываться.
Речь шла и о дошкольном образовании, которое отлично развивает, выпуская Личность, умеющую реализовывать замыслы, обладающую коммуникативными навыками… И судя по диаграммам и графикам, в первый класс приходит здоровый, интеллектуально развитый ребенок, а с ним там начинают работать, как с белым листом бумаги, не взирая на уже сформированные навыки и таланты.
Речь шла и о родителях, как о факторе, безусловно влияющем на качество образования. Но, к сожалению, в большинстве своем родители сегодня сильно отстали от ушедшей далеко вперед школы. Они не понимают, что в ней происходит и чем, к примеру, отличается «четверка» по физике в обычной школе от «четверки» в школе с физико-математическим уклоном.
Поднимая все эти проблемы, Г.А. Рогова не уставала повторять: «Я говорю об этих проблемах не для того, чтобы кого-то обидеть или наказать. Я хочу, чтобы вы задумались, ведь если мы говорим о наших проблемах, значит, мы их не боимся, а если не боимся, значит, мы справимся».
О том, что главная миссия образования – создание максимально благоприятных условий для саморазвития личности, выполнима, несмотря на всю критику, звучавшую со сцены, стало очевидно, когда началась церемония награждения лучших. Торжественная процедура с трудом уложилась в 50 минут, отведенных регламентом конференции.
Первыми на сцену поднялись победители конкурсов лучших учителей и общеобразовательных учреждений, проходивших в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Грамоты и благодарственные письма Главы района, Почетные грамоты департамента образования администрации Владимирской области… Десятки славных фамилий.
Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ был награжден учитель физики школы № 5 А.В. Киселев, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» — О.Н. Куклева, директор Нововязниковской школы (на снимке). С.А. Прохорову, учителя ИЗО Мстерской школы поздравили с защитой кандидатского минимума и получением звания «кандидат педагогических наук».
Особо были отмечены те образовательные учреждения, которые, несмотря на финансовые трудности, сопровождающие нынешнюю подготовку к новому учебному году, смогли выполнить все требования государственных контролирующих органов и оказаться в числе тех немногих, кто с первого раза прошли приемку. Это детские сады № 6, 17, 23, 24, 28, 29 и школы станции Сарыево, Чудинова, Козлова, ДЮКФП «ЮниС-92» и Дворец спорта. Их руководители поднимались на сцену пусть и за небольшой, но все равно приятной премией.
Озвучены были и фамилии трех молодых специалистов, пополнивших педагогические ряды школ № 9 и № 5.
Уже традиционными для августовской педагогической конференции стали выступления депутата ЗС области, секретаря политсовета местного отделения партии «Единая Россия» В. Куликова и Благочинного Вязниковского округа Владимира Соловьева. И на этот раз каждый из них внес свою лепту в многозвучие происходящего. Как и положено общественному и политическому деятелю, В.Куликов напомнил о экономическом кризисе, который диктует новые подходы, новые технологии и знания. А Владимир Соловьев как представитель духовенства и директор православной гимназии напомнил педагогам, что все они – «апостолы на ниве просвещения», призвав их решать проблему духовного кризиса, поразившего современное общество.
Н.А. Хорева, заместитель Главы администрации Вязниковского района, назвала суммы, которые выделил бюджет района на финансирование образования: «Обязательства свои район выполняет. В 2008 году бюджет выполнен почти на сто процентов, а в 2009 году бюджет района заложил еще большую сумму на образование».
Интересными были и выступления Л.А. Турановой, зав. отделом образования и педагогических инноваций управления образования, В.В. Андреевой, ректора Владимирского института повышения квалификации работников образования, Е.Н. Королевой, председателя Вязниковской окружной профсоюзной организации работников народного образования и науки РФ.
Порадовал в этот раз и «свободный микрофон». Из тех, кто решились заговорить открыто и вслух о наболевшем, запомнились директор Степанцевской школы Н.Ю. Сидорова, затронувшая проблему спонсорства; преподаватель ОБЖ школы № 4 А.В. Козлов, говоривший о необходимости укрепления материально-технической базы для полноценного ведения этого предмета; Н.Л. Заварыкина, победитель районного и областного конкурсов «Учитель года», признавшая, что хотя участие в подобного рода конкурсах – дело нервное и хлопотное, но весьма полезное, ибо побуждает идти вперед. М.Ю. Шуба, в особом представлении не нуждающийся, говорил о наболевшем, о критике в адрес результатов ЕГЭ по математике. Как человек творчески мыслящий Михаил Юрьевич выдвинул ряд предложений, которые, на его взгляд, могли бы переломить ситуацию и надеть вновь корону на «царицу наук».
Деловой настрой смело волной песенных шлягеров 70-х, когда сцену заняла группа «Бродячие артисты». Под «Алешкину любовь» и тетю, коей не рекомендуют волноваться, учителя расслабились, заулыбались, а потом и вовсе вышли в проходы зала, чтобы потанцевать.
На этом отчет об августовском педсовете можно было бы считать завершенным, но поскольку известно, что запоминается последняя фраза, позволю себе процитировать Г.А. Рогову, подписавшись под каждым сказанным ниже словом:
«Я вас очень люблю, дорогие мои учителя! И уверена, что большинство из вас выбрали эту трудную, нервную профессию из-за любви, из-за любви к ученику. А любить, это значит, брать на себя ответственность, значит ежедневно, ежечасно, насколько хватает мужества, совести и веры, брать ответственность за счастье наших детей, за их жизнь, здоровье, за их чистые глаза, за их надежды и веру в будущее. Ответственности и любви, вам, дорогие учителя! Любви и ответственности! И тогда никакие нововведения нам не будут страшны».
Н. БАРЫБИНА.
Фото автора.
ChrisBrown88
says: