//   Погода:
Новости

Хранительница деревни

Увеличить картинкуЖивет в Ступиных Деревеньках Валентина Ивановна Крайнова, она староста этой деревни, человек открытого сердца и удивительной душевной щедрости. Но прежде чем говорить о ней как о старосте, хочется просто рассказать о жизни этой простой русской женщины. В Заречье все друг друга знают, поэтому что-то приукрашивать, и тем грешить против истины, не имеет смысла, да и никогда не имело. У каждого поколения своя судьба, свой путь, свои нравственные ориентиры. Для поколения Валентины Ивановны главными были труд, честность, доброе отношение к людям. А что стояло за этими словами?
Она родилась 25 декабря 1940 года в деревне Жуково, Козловского сельсовета. Раннее детство пришлось на голодные, тревожные военные годы, когда нужно было как-то дотянуть до весны, чтобы пойти в поле и подбирать за плугом мерзлую полугнилую картошку, из которой дома бабка пекла лепешки, а первая зелень лугов — щавель, дикий лук — утоляла витаминный голод, да и просто голод растущего организма. Рано пришлось узнать цену трудовой копейке. Валентина Ивановна прямо говорит, что детства у нее не было. Она сидела в няньках и в своей деревне, и в Ефимьеве, а став постарше, учась в школе, ходила с подругами во время летних каникул полоть грядки в Петрино к зажиточным огородникам, промышлявшим торговлей луком-севком. Нужно было выпалывать большие грядки, выщипывая травинки двумя пальчиками, как требовали хозяева, да не приседать на корточки, а стоя сгибаться в пояснице.
После восьмилетки Валентина Крайнова пошла работать «на болото» — как здесь называли торфо-предприятие. Летом, в сезон, на утреннюю смену ходила к трем часам, да еще мать с утра попросит помочь ей на колхозном конном дворе, где та, вечная труженица, убиралась. То, как добывали торф, надо рассказывать отдельно. Женщинам приходилось выбирать корни из жидкой торфяной массы, которую паровая багерная машина гнала сплошным потоком в специальный чан. Из массы делались брикеты, которые потом сушили и укладывали в штабеля по 15 метров длиной и по 3 высотой. Все до единой крошки подбирали. Успевали только поворачиваться.
Летом, когда шел торф, вкалывали без выходных. Утренняя смена – с трех до двенадцати, а вечерняя – с двенадцати – до темна. Валентина Ивановна вспоминает, как не раз засыпала прямо на ходу – до работы и обратно нужно было 4 км пройти.
Недавно она посетила те места. Там, где бараки стояли, сосенки выросли, да два новых особняка круто вознеслись. Хозяева окликнули «паломницу», мол, нельзя здесь ходить. «Это почему нельзя, -возмутилась Валентина Ивановна, — мы здесь работали, торф добывали, а мне нельзя!?» На нем все городские фабрики работали, могла бы добавить она.
Другие времена настали. Кто скажет сейчас «спасибо» этим «торфяночкам» за их адский труд. А сказать надо, иначе всем нам грош цена.
В мае 1961 года Валентину Ивановну взяли аппаратчицей на маслозавод, стоявший на окраине деревни, на бугре. Был он филиалом Вязниковского молококобината.
Восемнадцать лет проработала она на этом заводе, пока его не закрыли. Валентина Ивановна вспоминает тех, с кем ей пришлось рядом работать, – это А.П. Павлова, А.И.Достойнова, Л.С. Лбова, Н.Л. Аминина и другие.
В тот же год, как устроилась на завод, вышла замуж за Николая Крайнова. Жили с мужем дружно, в любви и согласии. Николай всю жизнь проработал колхозным шофером. Воспитали сына Александра и дочь Нину. Сейчас она опытный специалист – дефектолог по зрению, работает в детсаду № 14. Сын прошел Афганистан, после армии поступил на «Освар» и так и работает на одном месте. Был признан на заводе лучшим оператором вакуумной установки, его фотография была помещена в свое время на страницах журнала «Советский Союз».
Ну а сама Валентина Ивановна после закрытия маслозавода пошла работать на ферму. Сначала пять лет – лаборантом, потом ее назначили заведующей фермой, и в этой должности она проработала 19 лет. «Коровы хорошо доили, чисто было у девчонок», — без ложной скромности вспоминает бывшая заведующая. На ее веку сменилось 7(!) председателей. Многих из них она вспоминает добрыми словами.
Но не одна только работа была. Когда ферма заняла первое место по привесам, ездили от колхоза в Болгарию, побывала она также в Прибалтике, Киеве, Москве, Ленинграде, Пятигорске. И работать тогда успевали, и отдыхать, да не у телевизора – сами были артистами – и пели, и плясали. Одна победа в этапе Всероссийского конкурса «Распахни, Россия, в пляске ширь души» во Владимире чего стоит! Тогда, в 1987 году, животноводы колхоза «Путь Ленина» вышли на сцену областного Дома культуры со словами: «Раздайся, народ, рать из Вязников идет!» и сплясали русскую кадриль. Сама народная артистка республики Устинова, организатор конкурса, аплодировала им. А бывший в ту пору председателем колхоза В.П.Дмитриевский гордился своими «девчонками».
Посмотришь на руки Валентины Ивановны, натруженные, переделавшие за свою жизнь столько тяжелой повседневной крестьянской работы, и задумаешься о многом. Нашелся бы талантливый скульптор, который вылепил эти коричневые от загара, в крупной сети вен и артерий, порой с пометкой от ушибов руки. В состоянии покоя, что бывает довольно редко, они кажутся тяжелее золотых слитков. Но стоит появиться какому-то делу — они начинают легко, ловко и сноровисто делать это дело, пока не сделают и не появится другое какое-нибудь новое дело.
На заслуженном «отдыхе», который можно поставить в кавычки, потому что отдыха никакого не было, В.И. Крайнова взвалила на себя ношу общественную: ее выбрали старостой деревни, и вот она уже в этой должности семь лет.
Старостам зареченских деревень, кроме обычных забот, весной в половодье, когда вокруг вода, прибавляется работы. Только на плавсредствах можно доставить сюда продукты и товары первой необходимости. Личный транспорт старосты – велосипед — помогает ей съездить по делам. Валентина Ивановна навещает больных старушек, привозит им лекарства и другое что необходимое. По ее инициативе, фактически из ее же материала в центре деревни был сооружен деревянный настил, на котором раскладывают товары заезжающие сюда автолавки. И разъяснительная, агитационная работа перед выборами тоже входит в круг ее обязанностей. Много дел у сельского старосты, и названы из них наипервейшие, что на поверхности, а сколько их каждодневных, не всегда и заметных, которые поддерживают жизнь деревни, создают свой микроклимат.
У Валентины Ивановны Крайновой прямой и открытый характер, поэтому к ней тянутся люди, дом ее всегда открыт для гостей, от его бревенчатых стен, от истопленной русской печи веет теплом и уютом. В 2008 году она получила из рук губернатора Н.В. Виноградова знак «Сельской старосте за добросовестный труд». Очень своевременно обратило внимание руководство области на деревенские дела, в которых не последнюю роль призваны сыграть сельские старосты. Разве можно «сдавать» деревню. Ведь там всегда были истоки нравственности нашего народа. А кто сейчас в деревне-то остался из коренных ее жителей? Не край ли подходит ей?.. Не край, если живут еще в наших деревнях такие вот старосты Крайновы, хранители своей малой Родины.

С. АПОСТОЛОВ.
Фото автора.

Поделиться новостью

Добавить комментарий