«Король эпизодов» родом из Вязников
Он сыграл всего лишь одну главную роль в кино, но его лицо известно, пожалуй, каждому россиянину. Заслуженного артиста России Николая Ивановича Парфёнова больше было принято называть «Королём эпизодов»… Шутка ли, более 140 небольших ролей в фильмах и ещё 38 выпусков киножурналов «Фитиль» и «Ералаш». Да-да, это тот самый неуклюжий старичок из картины «Семь стариков и одна девушка», со словами «Пристрелите меня, я больше не могу!» Ну, а кто может забыть практически легендарного полковника Петренко из «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди»? Однако не все помнят, что известный актёр родом из вязниковской глубинки – Сергиевых Горок.
Будущий артист появился на свет 26 июля 1912 года в достаточно обеспеченной семье. Отец бороздил просторы Волги в звании капитана, а мать занималась воспитанием детей. Вся чета жила в большем двухэтажном доме с каменным низом и просторным деревянным верхом. Но революция нарушила их семейную идиллию – скончался глава семьи Иван Парфёнов… На руках у вдовы осталось шестеро ребятишек. Помощи ждать было неоткуда, и Парфеновы дружно взялись за хозяйство своими силами.
— Мы много сеяли, пахали, — вспоминал позже Николай Иванович, — но и урожай собирали не маленький, потому, что у нас в Сергиевых Горках было очень плодородная земля.
Так бы, глядишь, и остался бы Н. Парфёнов обычным зажиточным крестьянином средней полосы, если бы молодая советская власть не начала рьяную борьбу с «кулаками». В их число попала и всё семейство будущего заслуженного артиста. На собрании сельсовета было решено выслать Парфёновых …за пределы Вязниковского района. Случилось это в 1930 году, уезжая, пришлось оставить всё и дом, и сад, и даже последнюю корову с лошадью. Сейчас от большого хозяйства практически ничего не осталось. Дом сначала был отдан под библиотеку, потом в нём располагались школьные мастерские, а в начале нового тысячелетия ветхое строение вообще было решено снести.
Так и раскидало по стране некогда дружную чету: кто-то осел во Владимире, мать же вообще «угнали» на северные торфоразработки, а два брата Борис и Николай отправились в Москву работать арматурщиками на завод «Серп и молот». Параллельно с этим оба молодых человека пошли учиться в ВУЗы, Борис – в пединститут им. Н.Крупской, а Николай мечтал о сцене. Его планам суждено было сбыться, в одной из столичных газет он прочёл, что театр МГСПС (ныне театр имени Моссовета) начинает набор студентов в актёрскую студию. Туда-то и направился подавать документы молодой рабочий. Об этом факте своей биографии Н.Парфёнов до самой старости вспоминал с улыбкой, ведь для зачисления он долго и усердно зубрил стих В.Маяковского «Во весь голос». Зайдя в аудиторию, где заседала приёмная комиссия, абитуриент от волнения во весь голос продекламировал, от зубов отлетающую строчку: «Профессор, снимите очки-велосипед». От неожиданного напора у председателя, народного артиста СССР Евсея Любимского-Ланского старомодные большие очки так и свалились на стол. Ассистенты комиссии вежливо вывели «неотёсанного» крикуна за дверь со словами: «Спасибо. Всё. Позвоните завтра». Каково же было удивление Николая Ивановича, когда на следующий день голос в телефонной трубке сообщил ему о зачислении.
Как губка талантливый студент впитывал всё, чему учили театральные корифеи. Но вместе с тем его наставниками были и обычные люди, простые прохожие, продавцы, слесари, милиционеры и водители.
— Какие там типажи! Какие сцены! – говорил Парфенов. – Горожане, вот мой любимый учебный класс. Какие сцены там можно наблюдать! Здесь все показывают себя такими, какие они есть на самом деле…
В 1935 году Н.И. Парфёнов закончил учёбу и был принят на должность актёра академического театра Моссовета. Где и проработал на протяжении 60 лет. Сначала у артиста были роли незначительные, проходные, эпизодичные. А вот дорогу в большое кино ему по иронии судьбы открыла, пожалуй, единственная главная роль Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль». Актер выходил на сцену в окружении таких мастеров, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов. В последствие не было и месяца, чтобы Н.Парфёнов не снимался в той или иной ленте.
Лучшей судьбы, чем той, которая досталась, Николай Парфенов для себя и желать не мог. Театр его вывел в жизнь. Кино – принесло всесоюзную известность. В 1968 году он даже был удостоен звания Заслуженного артиста. На эстраде он сыграл более двух тысяч концертов. Был своим человеком в столичной филармонии. Объездил всю страну и даже за рубежом побывал. Не пил, не курил и старался особо не нервничать. Главными увлечениями Николая Парфенова были стихи и спорт, рыбная ловля и охота.
А вот на личном фронте поначалу всё шло не так гладко. Ещё в студенчестве обаятельный юноша, чем-то похожий на Есенина Коля Парфёнов влюбился в актрису Ольгу Васильеву. Их роман перерос в брак, счастливым апогеем которого стало рождение дочери Ирины. Но семейная лодка, как принято говорить, разбилась о сложный и непредсказуемый актёрский быт. После развода Николай вообще сторонился женщин. Впрочем, из цепких лап усиливающейся депрессии его вырвало романтическое знакомство с молоденькой работницей Моссовета, он её всегда называл только по имени и отчеству Лариса Алексеевна. Амур не промазал… Брак двух любящих и бесконечно уважающих друг друга людей продлился более 40 лет. Общих детей у них не было, и Николай Иванович дарил тепло своей души «на две стороны» – Ирине и сыну Ларисы Алексеевны.
Парфёнов скончался у себя в квартире на улице Гарибальди 7 января 1999 года. Врачи констатировали у него разрыв сосудов головного мозга. Спустя несколько дней, когда родственники и друзья актёра укрывали тело покойного цветами, по телевизору шла комедия «По семейным обстоятельствам» с участием Николая Ивановича. Кто-то невзначай обмолвился об этом, и все заплакали… В июле сего года заслуженному артисту исполнилось бы 97 лет.
Как ни странно, но среди коллег уход самого снимающегося актёра так и остался практически незамеченным, в родных же Сергиевых Горках и по сей день, жители хранят память об именитом земляке. В 2002 году в местном клубе Николаю Ивановичу Парфёнову была даже установлена единственная в своём роде мемориальная доска. Её по заказу бывшего главы сельской администрации, а ныне главы муниципального образование «Паустовское» Анатолия Щербатова изготовил художник Александр Ардаров. Есть в клубе и своя фильмотека, где хранятся несколько фильмов с участием Парфёнова, отрывки из них частенько транслируются во время различных сельских праздников и торжеств. Директор клуба Любовь Абрамова вспоминает, как удивляются приезжие из других районов и областей дачники, когда узнают, что роль месткома в фильме «Афоня» играл ни кто иной, как уроженец здешних мест.
Андрей ВЕДЕНЕЕВ
При работе над статьёй использовались материалы книги Фёдора Раззакова «Как уходили кумиры…» и суздальской культурно-исторической газеты «Вечерний звон».
На фото: мемориальная доска Н.Парфёнову в с.С.Горки