Летит письмо по проводам…
В июле 2009 году Вязниковский телеграф отмечает свой 130-летний юбилей. 21 июня (по старому стилю) 1879 года произошло важнейшее событие в жизни небольшого провинциального городка – состоялось открытие Вязниковской телеграфной станции. Стало возможным невероятное по мнению большинства в ХIХ веке – передача письма о проводам.
В настоящее время в нашем городе в среднем отправляется чуть больше 800 телеграмм в месяц, находя своих адресатов во всех уголках России. Ныне телеграфная связь, пожалуй, относится к числу наименее востребованных из всех существующих видов связи. Но при своём появлении во второй половине ХIХ века телеграф стал настоящим прорывом, сумевшим завоевать на достаточно долгий срок своё почётное место в жизни самых разных слоёв населения.
В 1855 году в России был принят проект «Положения о приёме и передаче телеграфных депеш по электромагнитному телеграфу», а затем последовало правительственное указание объявить телеграфный способ сношений «государственной регалией». С этого года телеграфная связь в нашей стране в течение почти всей второй половины ХIХ века являлась основным видом электрической связи. Первые телеграфные линии связали Петербург и Москву.
Весной 1858 года началось строительство железной дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. Одновременно вдоль полотна прокладывалась телеграфная линия, которая прошла через Покров, Владимир, Ковров, Гороховец. Вблизи города Вязники телеграф был открыт на железнодорожной станции. Уже 15 декабря 1858 года из Владимира в Москву ушла первая телеграмма, переданная с помощью азбуки Морзе, а в 1859 году телеграф стал работать на трёх языках: русском, немецком и французском. К 1870 году в губернии была создана разветвлённая телеграфная сеть, в которую входили почти все уездные города. Однако Вязники по-прежнему не имели городского телеграфа.
Проблема была решена достаточно просто, когда в дело вмешалось Военное Министерство. Оно выдвинуло требование, согласно которому местности расположения войск должны быть соединены телеграфом. Решение вопросов мобилизации не могло обойтись без применения телеграфной связи.
12 апреля 1878 года в Вязниковскую городскую управу за подписью начальника Управления Московского телеграфного округа было направлено письмо с информацией о том, что «Телеграфным Департаментом поручено приискать меры по включению в телеграфную сеть по возможности всех уездных городов из коих Вязники, хотя и недалеко от Московско–Нижегородской железной дороги, но всё-таки в расстоянии более 6 вёрст, так что настоящее пользование телеграфом железной дороги не удовлетворяет цели». В письме содержалось предложение «учредить телеграфную станцию в г. Вязники с устройством телеграфной ветки до станции Вязники Московско–Нижегородской железной дороги, если городское общество примет в том участие согласно указанию г. Министра Внутренних Дел, заключающееся в пожертвовании столбов на всё протяжение линии, считая по 16 столбов на версту». Кроме того, для телеграфной станции город должен был предоставить бесплатно квартиру, состоящую не менее чем из 4-х жилых комнат, кухни, кладовой и чулана для склада казённых материалов.
Аналогичное письмо было направлено в Вязниковскую уездную земскую управу. Вопрос был рассмотрен в обоих учреждениях с должным пониманием, и о своём согласии на предложенные условия городские власти сообщили в Москву. Городская управа брала на себя предоставление для телеграфной станции квартиры, а столбы полагала поставить за счёт Вязниковского земства.
19 февраля 1879 года Производитель работ Московского телеграфного округа направил в Вязниковскую городскую управу отношение, в котором в числе прочего сообщалось о состоявшемся разрешении Санкт-Петербургского господина Директора Телеграфов об устройстве в Вязниках телеграфа в наступившем году. Помещение под него следовало подготовить к 1 июля 1879 года. Весной было получено разрешение на устройство в Вязниках телеграфной станции и от г. Министра Внутренних Дел. 12 мая 1879 года члены Вязниковской земской управы сообщили Владимирскому губернатору: «согласно отношению г. Производителя работ Московского телеграфного округа от 14 февраля 1879 года и с разрешения экстренного земского собрания 4 июля 1878 года управою заготовлены уже столбы в потребном для проведения телеграфной ветви до г. Вязников количестве, помещение же для телеграфной станции приспособлено городскою управой». Прежде чем была выбрана подходящая для размещения телеграфа квартира, было осмотрено несколько домов. Наиболее удобным, по мнению Производителя работ, оказалось помещение в каменном доме Александра Михайловича Сизякова, расположенного в Вязниках по Новой (ныне Советской) улице в тридцатом квартале. Оно, как и требовалось, состояло из 4-х жилых комнат, кухни, кладовой и чулана. 4 июня был заключён соответствующий контракт между вязниковским мещанином Сизяковым А.М. и городской управой, его копия была представлена в Московский Телеграфный округ. Оплата за пользование помещениями состояла в 220 рублей серебром в год, отопление всех жилых помещений и кухни брал на себя хозяин.
Служебная телеграмма начальника Московского Телеграфного округа (№ 8 от 21 июня 1879 года) на имя начальника Вязниковской телеграфной станции уведомляла о том, что «г. Директор телеграфов изволил разрешить открыть на вновь устроенной станции в г. Вязниках приём телеграмм внутренней корреспонденции».
Вязниковский телеграф 21 июня 1879 года начал приём телеграмм, о чём начальник телеграфной станции в свою очередь сообщил в Вязниковскую городскую управу. Кроме этого, он направил текст объявления об открытии приёма телеграфной корреспонденции с просьбой приколотить его «на видном месте для объявления в известность гражданам г. Вязников так, чтобы публика могла видеть разрешённый приём телеграмм». Учитывая важность данной информации, городская управа решила объявление «прибить на столбе при шоссейной дороге в г. Вязниках, против городской управы, как на месте более видном для граждан».
Вязниковцы, особенно деловые люди, должным образом оценили преимущества существования городской телеграфной станции. Однако приём телеграмм был организован лишь в дневное время на короткий срок. Учитывая пожелание вязниковс-ких фабрикантов и прочих коммерческих лиц, 23 августа 1879 года Вязниковский городской голова В.Ф. Демидов направил в городскую управу предложение, содержавшее просьбу «чтобы от них телеграммы были принимаемы на Вязниковской телеграфной станции, то есть в г. Вязниках и в ночное время».
Однако вопрос об увеличении времени работы Вязниковской телеграфной станции отошёл на второй план в связи с тем, что помещение, занимаемое телеграфом, пришло в негодность. Случилось это по вине хозяина дома, топившего печи щепой и гнилыми дровами. От сырости, распространившейся в комнатах, стало портиться оборудование и казённое имущество. Кроме того, помещение оказалось ещё и угарным. В связи с таким положением и согласно полученному отношению Управления Московского телеграфного округа от 29 декабря 1879 года № 9988, к которому прилагался акт освидетельствования помещения в доме А.М. Сизякова, было решено нанять «новое помещение в доме крестьянина Судогодского уезда Воскресенской волости дер. Пономарёвой Ефима Константиновича Горбашова». Контракт «о найме дома в г. Вязниках для телеграфной станции и чинов оной квартиру вверху полукаменного дома, находящегося в г. Вязниках ул. Благовещенская, № 12 (четыре комнаты, одна кухня, погреб, чулан, амбар, баня)» был заключён 28 января 1880 года, со стороны городской управы его подписали заступающий место городского головы Елизаров и члены управы Филиппов, Деминов, Змиёв. Плата за аренду помещения с 1 февраля 1880 года по 5 июня 1882 года предусматривалась в размере 264 рубля в год с доплатою за 3 новых телеграфных столба, необходимых для соединения с новым местом расположения телеграфа.
Услугами телеграфа стали всё чаще пользоваться при пересылке информации как делового, так и частного характера. В связи с этим вновь возникла необходимость пересмотра графика работы телеграфной станции. В феврале 1881 года Вязников-ский городской голова В.В. Елизаров обращается к начальнику Московского почтово-телеграфного округа с письмом, в котором, в частности, содержалась просьба: «В виду неудобств во временной передаче телеграмм в назначенные для того часы, разрешить начальнику Вязниковской телеграфной станции производить приём телеграмм в течение всего дня: с 8 часов утра до 9 часов вечера, в экстренных же случаях принимать телеграммы и в ночное время, кроме сего исходатайствовать разрешение соединения ветви в передаче телеграмм с таковою же железной дорогой». В ответе от 6 апреля 1881 года содержалось разрешение на открытие полного дневного действия на Вязниковс-ком телеграфе. Однако в устройстве соединительной ветки с вокзалом было отказано из-за несогласия обществ Нижегородской дороги, основанного на том, «что телеграфное помещение Вязниковского вокзала не дозволяет прибавить туда ещё новый аппарат»
Услуги телеграфа были, конечно, доступны не всякому. В России тогда существовало девять тарифных зон, и в зависимости от расстояния стоимость телеграммы, колебалась от 62 копеек до 4 рублей 96 копеек за послание, содержащее не более 25 слов. Для сравнения: зарплата рабочего связи составляла 10-12 рублей в месяц. При этом устроиться на место телеграфиста можно было лишь при соблюдении целого ряда условий. Работа требовала специальных знаний и умений. Зачисленный на работу телеграфистом должен был принять присягу. Этот обряд проводился в церкви, где служащий вслед за священником повторял слова клятвенного обещания, присягая на верность царю и отечеству и обещая беспрекословно повиноваться начальству. Приоритет при приёме на место телеграфиста имели мужчины. Согласно соответствующему указу лишь с 1871 года в телеграфные служащие стали брать женщин. Причём, требований к ним предъявлялось ещё больше, чем к мужчинам. При обязательном хорошем образовании преимущество отдавалось девицам до 21 года и бездетным вдовам до 30 лет, чтобы домашние проблемы не отвлекали телеграфисток от выполнения служебных обязанностей. В целях сохранения конфиденциальности передаваемой по телеграфу информации женщинам, работавшим в почтово-телеграфном ведомстве, предписывалось выходить замуж только за работников этого же ведомства. Вышедшие замуж за посторонних немедленно увольнялись.
Телеграф занял прочные позиции в жизни вязниковцев. Предлагаемые им услуги значительно облегчили возможность делового и частного общения, что было весьма кстати, особенно учитывая активную экономическую и общественную жизнь нашего города. Так одно из достижений технического прогресса середины ХIХ века – телеграф — стало неотъемлемой частью жизни Вязников.
Н. ЩУРИЙ, зав. экскурсионно-массовым отделом МУК «Вязниковский историко-художественный музей».
(При написании статьи использованы материалы Государственного архива Владимирской области).