Фатьянов и «Евровидение»
Юбилей замечательного поэта Алексея Ивановича Фатьянова, о котором Ярослав Смеляков сказал коротко и точно: «Русской песни запевала и её мастеровой», скромно отмечался весной. Поклонники его песен провели тёплый вечер в Центральном Доме работников искусств, где выступили и гости из Вязников, прошла телепередачи на ТВ, но все мы, на сцене, знали, что истинно народное чествование грянет в июле, накануне Казанской – покровительницы бывшей царской слободы. Помню, как впервые побывал на «Солнечной поляночке» прозаик Владимир Крупин. Он вышел на сцену и со слезами на глазах сказал: «Ну, думал уже не смогу ни в кого и ни во что влюбиться. Но нет – попал на ваш праздник и влюбился в Вязники. Только здесь до конца понял, почему таких песен, как у Фатьянова, таких праздников просто боятся на телевидении. Спасибо, вязниковцы, что здесь, в центре России – центр спасения России, спасения русской песни!». Точнее не скажешь.
Обычно хоть какой-то интерес к песням на стихи Фатьянова появляется у ТВ накануне Дня Победы, но в этом году был другой коленкор – сначала всю страну «поставили на уши» по поводу юбилея Аллы Пугачёвой, а потом Москва вплотную готовилась принять «Евровидение», и телевидение раскручивало конкурс, затем долго обсасывало его результаты. С некоторых пор стало уже как-то неприлично использовать устоявшееся выражение «Гей, славяне!». Правда, украинская певица Руслана в ходе пресс-конференции в «Останкино» после конкурса заявила: «Я уверена, что на конкурсе победила славянская ментальность!». Украинка Светлана Лобода первая поздравила белоруса по рождению Рыбака с победой. Она представляла Украину и заняла 12 место. Украинка Анастасия Приходько, которая достойно выступала за Россию с песней «Мамо», оказалась на 11-м месте. Подумалось: повезло России, что не попала на конкурс заранее планируемая Валерия со своей безликой песней на английском, уж если Патрисия Каас заняла 8 место…
Европейские журналисты, разделавшись с поздравлениями в адрес Рыбака, сразу взяли быка за рога, спросили его о предшествовавшем финалу очередном разгоне гей-митинга в Москве. Саша выдал тираду, вызвавшую в зале бурю аплодисментов. “Зря они, — сказал он, — решили проводить такой парад сегодня, растратили всю энергию с утра, хотя настоящий и самый большой в Европе «гей-парад» был вечером, в “Олимпийском”!» Сам улыбчивый победитель — гей, по собственному признанию. Да и папа его двусмысленно выразился в ночном шоу Малахова по поводу лучшего жениха: «Девушки пока могут отдыхать».
«Гей-парад» обошёлся, по последним прикидкам в 50 миллионов долларов. Все твердили о фантастическом уровне зрелища и жалели «бедную Норвегию» — мол, не потянет. По-моему, совершенно напрасно. Во-первых, и в «Олимпийском» многое делали приглашённые зарубежные ассы, а у Норвегии, где нефть принадлежит не абрамовичам и аликперовым, а государству, деньги есть. Во-вторых, зачем превосходить в безумных тратах, ради чего? Лучшие участники – очаровательная и голосистая Йохана из Исландии, струнный ансамбль из Эстонии с талантливой солисткой да и сам победитель со скрипочкой спокойно спели бы свои симпатичные песни без прибамбасов и гигантской сцены. Как пишет ретивый корреспондент «КП»: «Рыбак победил по справедливости, вот тупо по справедливости; только его «Сказку» и можно вспомнить из 25 финальных песен». Так, значит, грандиозное шоу затеяно ради одной немудрёной песенки собственного сочинения, в которой отозвались любимые с детства песни Пахмутовой, ещё «На недельку до второго» и норвежские фольклорные интонации? Расточительно, хотя вновь подтвердилась истина: слушатели соскучились по искренности, внятному содержанию, открытости. Поэтому вдвойне стыдно было слушать кощунственную фразу Диброва о состоявшемся расточительном шоу: «Это то, что сделал Чкалов для всей страны перед войной». Сравнил, циник! Герой ценой жизни заплатил за то новаторство, что спасло жизнь многим лётчикам на войне. А тут можно представить цену и плату в обратном направлении! Кстати, проверил, сколько стоило sms-сообщение – 64 рубля из Москвы. Хорошие барыши!
Первый собрал технику и специалистов отовсюду. Он отличился за чужой и наш счёт. Такого выпендрёжа «за бабки» Россия ещё не видывала, о чём и заявил Игорь Матвиенко: «Мы доказали, что можем сделать гигантское шоу – только «бабки» давайте!». Их вбухали с лихвой для периода кризиса. А зачем? Все те, кому и требовался этот шик и электронный беспредел, как раз провалились — от цирка Лободы и немца из США Кристиансена с танцовщицами до попстара из Греции Руваса.
Кстати, когда Россия демонстративно швыряла деньги на ветер и спаивала на халяву гостей, стресс-тест конкурентоспособности 57 стран проводили исследователи из швейцарской международной школы бизнеса IMD, и Россия заняла 51-е место из 57 стран. Хуже прогноз мучительного выхода из кризиса — для Венгрии, Хорватии, Румынии, Украины, Аргентины и Венесуэлы. Украинка Анастасия Приходько, которая пела за Россию мелодичную песню «Мамо», справедливо переживала за судьбы бедных славянских матерей. А вот Валерия, так и не попавшая на конкурс в результате закулисных игр и нетворческих раскладов, исполнила новую песню (их у неё – очень мало) с навязчивым рефреном, звучавшим раз двадцать:
Но на груди – твой крестик,
А значит, мы вместе.
Ну, и что дальше? Где развитие чувства?. Предлагаю ремейк с повтором:
Но на руке — твой перстень,
А значит, мы вместе.
И вот думаешь: ну, хотя бы в пустыне этого полного безрыбья для контраста, для отголоска реальной жизни показали бы фрагмент народного Фатьяновского празднества, торжества первозданной песни. Дудки! Все схвачено, поделено, задушено пеньюарами Пугачевой и стоящей за ее пышными формами рати, которые умудрились даже Страстную неделю юбилеем примадонны испоганить в честь 60-летия, выдавая её саму чуть ли не за национальную идею.
Но она – в другом, в ценностях, утверждаемых стихами и песнями Фатьянова. Какие же они? – соборность и любовь к совместной работе, убеждение, что не хлебом единым жив человек, доверие к сильному государству, самопожертвование ради других. В общем, все то, что помогло создать могучую державу, явить русское чудо и повернуть ход мировой истории. Наконец, родить величайшую культуру, в многовековом русле которой творил Алексей Фатьянов, утверждая в стихотворении «Рабочая весна»:
Не может быть забыто никогда Из нашей жизни самой малой части, Как штурмом брали трудные года И по песчинке складывали счастье. Так не забудем и отпразднуем 90-летний юбилей русского запевалы!
А.БОБРОВ,
лауреат премии им. Фатьянова «Соловьи, соловьи…»