4 июля — Международный день кооперативов
Особо не хвастаясь…
Наш разговор председатель потребительского общества «Вязниковский консервный завод» А.А.Заика начала со слов: «Хвастаться особо нечем». В этом заявлении, как стало очевидно позже, была и доля правды, и доля хорошего хозяйского лукавства, абсолютно без примеси женского кокетства. Руководить предприятием, вытаскивая его из пучины долгов, заставляя держаться на плаву вопреки всем мрачным реалиям экономического кризиса, — задача не для слабых. Алла Александровна – не из таких, судя хотя бы по тому, как ловко она расправлялась с назойливыми телефонными звонками, решая массу хозяйственных вопросов по ходу нашего интервью.
Впрочем, удивляться особо не приходится, поскольку А.А.Заика знает работу консервного завода не понаслышке, приехав сюда по распределению в 1985 году. Начинала мастером, через три года ее поставили начальником цеха, а пять лет назад назначили коммерческим директором. С октября прошлого года она руководит работой всего консервного завода.
— Алла Александровна, когда вы говорите, что хвастаться особо нечем, что это означает в первую очередь?
— Что нет денег, не хватает оборотных средств, чтобы закупить сырье. А сейчас лето, которое для консервного завода – самый сезон в плане производства. Это осенью, зимой мы занимаемся главным образом реализацией, а сейчас нам надо больше произвести летней продукции. Придется брать кредит, хотя только недавно закрыли предыдущий на несколько миллионов. Закрыли мы и долги по электроэнергии. И косметический ремонт цеха близится к завершению. 13 лет без него жили, все руки не доходили. Назрело. В прошлом году, спасибо Владкоопсоюзу, в этом цехе полностью заменили крышу, вентиляцию, освещение, вставили пластиковые окна…
Есть у нас еще автобаза своя. Там тоже проблем «выше крыши». В планах — поставить два новых котла, немецких. В идеале и котельная самого консервного заво-
да нуждается в реконструкции. Но это очень дорого, не осилим пока. Сделаем только плановые мероприятия, чтобы перезимовать.
— Ну, не все так плохо, раз вы закупили новое оборудование для цеха…
— Оборудование было куплено почти два года назад, но стояло не запущенным, не хватало денег, чтобы заплатить наладчикам. Только прошлой осенью наладчики приехали и все сделали. И укупорочная машина-автомат твист-оффт заработала.
— Это закаточная машина, которая такие красненькие крышечки завинчивает? А как происходит оформление колпачками?
— Это делает другая машина, упаковочная. Колпачки мы и бесцветные, и красные используем. Но не подумайте, что все это только ради красоты делается. В этих колпачках есть и практическая польза.
— Чтобы лучше хранился продукт и не портился?
— Нет. Чтобы никто не разбавлял продукт. Наличие неповрежденного колпачка – гарантия того, что соус или кетчуп дошел до потребителя в целости и сохранности.
В качестве иллюстрации к сказанному Алла Александровна достала из витрины с образцами выпускаемой Вязниковским консервным заводом продукции такие симпатичные маленькие баночки – серия соусов «Ароматы лета» (на снимке). От одних названий начинает кружиться голова: соус «Брусничный острый», «Луковый на меду», «Клюквенно-горчичный»…
Вся эта продукция эксклюзивная, производится для Москвы, на заказ.
— У вас, судя по звонкам, нет недостатка в заказчиках?
— Если бы еще и платили, как следует и вовремя. А то нам не хватает оборотных средств, чтобы закупить сырье. Сейчас вот пойдут активные закупки листа и корня хрена у населения, укропа, яблок, черной смородины, тыквы. Школы будут сдавать кабачки.… Хотя говоря о потребителях нашей продукции, хочется сказать спасибо нашему управлению образования и лично Г.А.Роговой. Мы уже не один год успешно с ними сотрудничаем, выигрывая тендер на поставку школам, летним лагерям соков, соусов, повидла, кабачковой икры, свежих овощей…
— Как вы ощутили на себе экономический кризис? У вас было сокращение кадров?
— Нет, наоборот мы брали людей с биржи — не успевали чистить овощи. Мы без работы не сидели, и сокращения рабочей недели у нас не было. В этом году наш штат увеличился на 14 процентов. И среднемесячная зарплата в целом по заводу у нас выросла на 21 процент.
Мы планируем объемы продукции увеличить в два раза, чтобы была прибыль.
— В канун профессионального праздника не хотите похвастаться каким-нибудь дипломом или медалью, участием в престижной выставке?
— В последний раз мы участвовали в 2007 году во «Владимирской весне». Продукцию нашу отметили, дали красивый диплом, статуэтку, похвалили нас. И все. А практической выгоды от выставки мы не получили: ни договоров не заключили, ни денег, что заплатили за место в павильоне, не окупили…. А то, что наша продукция натуральная и экологически чистая, мы и без выставок знаем. Поэтому на выставки мы
теперь ездим очень редко. Для реализации каждую неделю участвуем в Московских ярмарках выходного дня. В настоящее время возлагаем некоторые надежды на готовящуюся Центросоюзом выставку в спорткомплексе «Олимпийский». Там будут представлены все организации Владкоопсоюза. Будем «хвастаться» нашей продукцией. Может, и удастся нам прорваться на Московский рынок. Пока нам их супермаркеты с «входящими бонусами» не по зубам.
Очередной телефонный звонок «выдернул» Аллу Александровну из разговора. Ей пришлось быстро переключаться и вступать в диалог с заказчиком, каким-то ЧП, интересовавшимся огурцами, соусами и грибами Вязниковского консервного завода — лишнее подтверждение тому, что у его председателя есть все основания планировать увеличение объемов производства.
Н.БАРЫБИНА. Фото автора.