Необычная акция-уборка
Ещё несколько столетий назад Вязники по праву можно было назвать городом монастырей. Действительно, едва ли где-нибудь ещё можно найти город, в котором некогда соседствовали один из самых компактных и один из самых больших на Руси обителей. А в Вязниках было именно так, здесь около небольшого Благовещенского располагался Введенский монастырь, который стоял в одном ряду с крупнейшими женскими монастырями России. Основан он был в конце 20-х годов XVII века прямо на склоне Мининой горы.
Место это было поистине уникальным по своей красоте. В монастыре располагались целых две церкви, одна тёплая, построенная в честь Иоанна Предтечи, и одна холодная Введенская. Снаружи обитель была окружена высоким деревянным забором, внутри же – полная аскеза, присущая всему монашескому быту. Всего в монастыре были оборудованы 63 кельи, в которых могли размещаться около двухсот монахинь.
Однако в самом начале ХХ века молодая советская власть решила, что духовное развитие для молодого пролетариата — далеко не самое главное в жизни, куда важнее физическое становление будущего строителя коммунизма. Вот так в тридцатые годы прошлого века монашеская обитель была отдана под вязниковский Дом физкультурника. С куполов были сняты все кресты, колокольня лишилась своих куполов, да и внутреннее убранство было несколько адаптировано под нужды спортсменов.
Ситуация изменилась в 2006 году, когда церковными иерархами было принято решение вернуть историческому месту его былое значение, открыв в нашем районе первый мужской монастырь. Правда, доставшееся представителям церкви наследство оказалось в весьма плачевном состоянии: худая крыша, потрескавшиеся фасады, полное запустение внутри и горы мусора снаружи. Именно таким монастырь и предстал перед первым своим настоятелем иеромонахом Антонием. Первым делом священник занялся внутренними работами, подлатал крышу. Меж тем, весной 2009 года отец Антоний был вынужден переехать в Муром, а обителью поручили заниматься новому настоятелю иеромонаху Севастиану (Маркову). Стоит отметить, что у Севастиана за плечами уже есть шестилетний опыт подобной работы, ведь именно он занимался восстановлением Свято-Казанского скита в селе Акиньшино, ставшего ныне одной из самых посещаемых достопримечательностей вязниковской земли.
Молодой иеромонах подошел к своим обязанностям со всей ответственностью и, что особенно важно, знанием дела. Пока нанятые им рабочие трудятся над внутренней реконструкцией монастыря, Севастиан решил привести в порядок и прихрамовую территорию. С этой целью совсем недавно настоятель организовал необычную акцию-уборку. Участие в ней приняли не только пожилые прихожане, но и местные жители, кроме того не оставили монастырь и православные рокеры. Знакомство ребят с обителью началось почти год назад. Сейчас же с музыкантами работает благочинный церквей Вязниковского района протоиерей Владимир (Соловьёв), но они до сих пор стараются помогать Введенской церкви всем, что в их силах.
Прежде чем волонтёры взялись за грабли и лопаты, Севастиан отслужил специальный молебен, в ходе которого благословил всех собравшихся на такое богоугодное дело. Богослужение проводилось прямо на улице, для этого на фасаде храма была установлена икона Богоматери и зажжены церковные свечи.
С Божией помощью у участников акции и работа спорилась. Всего за пару часов им удалось очистить территорию возле храма от зарослей сухостоя, пустых бутылок и прочих бытовых отходов. Молодые рокеры даже совладали с проржавевшими останками какого-то разбитого автомобиля, погребённого под ворохом истлевшей листвы. Об усердии добровольцев можно было судить по рабочим перчаткам, выданным заранее всем желающим. У многих после окончания уборки на них буквально не осталось «живого места».
Сейчас главной заботой настоятеля является сохранение, консервация обители. Именно на это в данный момент брошены все силы и средства. В будущем Севастиан планирует заняться реконструкцией внутренней церкви, которая расположена прямо посередине здания монастыря. Что же касается келий, то место их размещения ещё предстоит согласовать с городской архитектурой. Реализация всех этих начинаний, как обычно, упирается в деньги, а их у единственного пока вязниковского монаха не так и много. Но на вопрос «быть или не быть мужскому монастырю в Вязниках?» Севастиан отвечает однозначно: «Конечно, быть». Благо, что первый шаг на этом пути уже сделан.
Андрей ВЕДЕНЕЕВ