Нашей промышленности нужны грамотные кадры
В Вязниках, на базе механико-технологического техникума прошло итоговое заседание областного совета директоров средних профессиональных учебных заведений. Подобные заседания проводятся ежегодно, но вот Вязниковский техникум в качестве места для его проведения выбирается далеко не с такой завидной регулярностью. Этой чести он удостаивался в последний раз лет семь назад.
И вот снова директорские «Волги» оккупировали въезд на территорию корпуса №2 ВМТТ (бывшего ПУ№20). Предпосылок тому было несколько. Во-первых, Вязниковский механико-технологический техникум занесен на областную Аллею славы. Весной этого года он успешно выступил на ВВЦ, привезя медаль за участие, Почетные грамоты за подготовку кадров и выставку товаров народного потребления, а директору техникума А.И.Максимову был вручен диплом лауреата. Кроме того Александр Иванович ассоциацией «Легпромобразование» был объявлен в 2007 году «Директором года» в номинации «Лучший директор учебного заведения малого города». Плюс ко всем упомянутым и неупомянутым успехам и достижениям Вязниковского механико-технологического техникума он в 2006 году претерпел крупную реорганизацию, заключающуюся в присоединении к нему профессиональных училищ города.
Сделано это было не случайно, а согласно концепции модернизации российского образования, рассчитанной на 10 лет. Возникновение концепции спровоцировано, в свою очередь, потребностью российской промышленности в кадрах. Потому в основе ее – обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования с оптимизацией сети его учреждений и отработкой различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования.
Звучит все это несколько наукообразно и тяжело воспринимается неискушенной аудиторией. Но поскольку в областном совете директоров такой аудитории не значится, доклад его председателя Л.А.Червякова был услышан, понят и особых вопросов не вызвал. Впрочем, Лев Анатольевич был по-возможности краток, а местами почти стенографичен. Доложив о кадровых изменениях, произошедших за минувший учебный год, о том, что к 32-м учебным заведениям среднего профессионального образования области присоединились еще два, озвучив численность общего контингента учащихся – 21200 человек и отметив, что он за год уменьшился на 3661 студента, председатель совета директоров оптимистично добавил: «По сравнению с другими областями мы – на третьем месте по численности студентов после Москвы и Московской области. У нас неплохая материальная база. Например, у нас на сто студентов приходится семь компьютеров, что выше предписанной нормы». Рассказав об опыте работы с преподавательскими кадрами, об участии средних профессиональных учебных заведений в региональных, областных, всероссийских и даже международных выставках, конкурсах и олимпиадах, Л.А.Червяков не обошел вниманием и ЕГЭ, переход на новую систему оплаты труда преподавательского состава, формирование и реализацию отраслевого заказа, социальное партнерство, призвав искать его новые формы.
Г.В.Долинин, методист областного совета директоров, выступил с предложением проведения конкурса «Преподаватель года среднего профессионального образования», чем взволновал присутствующих на заседании директоров, начавших бурное обсуждение, как и на какие средства это лучше сделать. В результате Геннадию Васильевичу пришлось «переключать» внимание аудитории на другую проблему – сохранности контингента учащихся, треть которых «теряется» в течение года по разным причинам. А поскольку эта проблема усугубляется еще и демографической ситуацией в стране, призыв Г.В.Долинина бороться за каждого студента был воспринят присутствующими с пониманием.
Ведущий специалист департамента образования Владимирской области В.Ю. Утышева затронула в своем выступлении проблему трудоустройства выпускников средних профессиональных учебных заведений: «Надо создавать центры трудоустройства на базе какого-нибудь учебного учреждения, куда будет стекаться вся информация и заявки работодателей». Вера Юрьевна призвала также директоров техникумов, училищ и колледжей активнее использовать возможности национального проекта «Образование» и подавать заявки на участие в конкурсе на соискание гранта. Были приведены примеры расторопных и смелых, кто уже этот гранд получил и смог существенно улучшить материальную базу учебного заведения. В качестве примера Никологорский аграрно-промышленный техникум назван не был, но, слушая выступление Веры Юрьевны, его директор В.В.Лопухов хитро улыбался, ибо то, о чем говорила специалист департамента образования, он знал не понаслышке, получив в 2007 году 40 миллионов гранта нацпроекта.
Большой интерес у собравшихся вызвал доклад Е.А.Архиповой, представителя ВлГУ о перспективах кадрового рынка Владимирской области. Елена Александровна назвала три наиболее перспективных рынка: строительство, производство электрооборудования и химическое производство. Был затронут и немаловажный аспект пропорциональности подготовки кадров. В качестве примера Елена Александровна привела соотношение «врач: медсестра» в России и на Западе. Если у нас на одного врача приходится в среднем две медсестры, то в Европе это соотношение – 1:8.
— Инвестиции упираются в наличие кадров: есть кадры, значит, будут создаваться и предприятия, — закончила свое выступление Е.А.Архипова.
О том, что эти кадры должны быть высокопрофессиональными на совете директоров говорилось постоянно, как и о том, что на качество процесса обучения влияют не только материальная база учреждения и квалификация преподавателей, но и инициатива руководства, творческий подход к делу, способность и желание идти в ногу со временем всех членов коллектива. И тогда будут победы в профессиональных олимпиадах, грамоты и гранты, будет престиж учебного заведения и конкурс среди желающих в него поступить.
Н.БАРЫБИНА.