Регистрационная служба: взгляд изнутри
Вязниковский отдел управления федеральной регистрационной службы по Владимирской области в нашем районе приступил к работе 1 июня 1999 года, вот уже десять лет он занимается регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эта юбилейная дата и послужила поводом нашей встречи с начальником отдела, государственным регистратором области Н.Ф. Дружининой.
— Действительно, наша служба была создана десять лет назад, — подтвердила Наталия Федоровна, — но это не значит, что регистрационная служба появилась впервые. Система регистрации прав на недвижимое имущество была всегда — и при царе – батюшке, и при советской власти, и сейчас, будет и в дальнейшем.
Раньше вопросами государственной регистрации занималось много служб: бюро технической инвентаризации, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, по управлению муниципальным имуществом, по управлению государственным имуществом. В конце января 1998 года вступил в силу федеральный закон « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании которого и была образована регистрационная служба, призванная заменить все вышеназванные.
— Наталия Федоровна, поясните, какие функции выполняет ваша служба?
— Государственная регистрация – это признание и подтверждение государством возникновения, ограничения (обретения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с гражданским кодексом. Занимается служба и предоставлением информации о зарегистрированных правах, которые необходимы судебно-следственным органам, налоговой инспекции, гражданам, юридическим лицам и многим другим службам. Выполняем мы и некоторые фискальные функции, так как у гражданина или юридического лица с приобретением права собственности на недвижимость одновременно возникают и обязанности по использованию этого объекта по назначению, по уплате налогов и других платежей.
— Говорим о недвижимости. Что подразумевается под этим словом?
— Недвижимое имущество – все то, что прочно связано с землей. Это — здания, строения, сооружения, линии электропередач, нефтегазопроводы, кабели линейной связи, железные дороги, плотины, леса, реки, водоемы. Права на них мы и регистрируем.
— А что дает эта регистрация?
— Регистрация позволяет государству наладить систему нормального учета этих прав, помогает сбору налогов, защищает права граждан и юридических лиц. Только зарегистрированные права считаются юридически возникшими и подлежат защите со стороны государства, в том числе и в суде.
— Наталия Федоровна, мы все знаем, что в нашей стране продолжается процедура реформирования многих государственных структур. Произошли изменения и в вашей службе, расскажите о них.
— Ранее система государственной регистрации находилась в ведении министерства юстиции, сейчас она передана министерству экономического развития. Происходит процесс объединения нескольких служб в единую. Роскартография, Роснедвижимость и Росрегистрация объединяются в одну структуру — Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенно – Росреестр.
С 1 марта объединение произошло на уровне Москвы, в следующем году это будет проведено в регионах. Должна быть единая система учета объектов недвижимости, регистрации прав на эти объекты и систем пространственных данных – картографии. Не будет нескольких организаций в разных местах, все будет в «едином окне». Первый шаг мы уже сделали, выделили помещение в нашем здании для представителей Роснедвижимости. Под одной крышей с нами находится и БТИ, поэтому людям стало намного удобнее.
— В течение какого срока со дня подачи заявления и всех необходимых документов выдается свидетельство о государственной регистрации?
— Введение единого государственного стандарта административного регламента исполнения функции по регистрации государственных прав на недвижимость и сделок с ним помогло определить последовательность и сроки исполнения оказания услуг на всех этапах. Согласно закону общий срок оформления свидетельства производится в течение месяца, но управлением Федеральной регистрационной службы по Владимирской области установлен сокращенный срок – 14 календарных дней. Есть виды регистрации, которые делаются в еще более сокращенный срок. Например, установлен пятидневный срок проведения государственной регистрации договоров ипотеки жилья, права собственности на недвижимое имущество, приобретенное за счет средств различных сертификатов. Выдача повторного свидетельства производится через три дня.
Изменен и режим нашей работы. Теперь мы работаем шесть дней без перерыва на обед, включая субботу, из которых пять дней, кроме среды работаем непосредственно с клиентами. График работы: понедельник, пятница, суббота — с 8 час. до 16 час. 30 мин.; вторник, четверг – с 10 час. 30 мин. до 19 час. Такой режим работы позволяет работающим людям, а также проживающим в других городах в удобное для них время оформить свои права, получить документы.
— За прошедшие десять лет какие изменения произошли в вашем коллективе?
— Когда мы начинали работать, нас было всего шесть человек, в настоящее время – двенадцать, из них восемь имеют высшее юридическое образование, шесть являются государственными регистраторами Владимирской области. У нас есть большой резерв кадров, люди – грамотные, интересные, способные решать все поставленные задачи. Юридическая профессия требует постоянного совершенствования знаний. Наше законодательство, к сожалению, меняется чуть не ежедневно, постоянно приходится учиться. В свободный от приема граждан день мы проводим учебу сотрудников, помимо общих занятий они занимаются индивидуально.
На сегодняшний день мы хорошо оснащены, у нас удобные помещения для работы и приема посетителей, стопроцентная обеспеченность техникой, современными компьютерами последнего поколения. Если нашу работу представить в цифрах, то за десять лет регистрационных действий было оказано более ста тысяч, выдано более двадцати тысяч информаций. И, конечно, такие результаты достигнуты благодаря слаженной, добросовестной, профессиональной работе всего нашего коллектива. Самые добрые слова заслуживают ведущие специалисты-эксперты О.В. Лукашова, Л.В. Краснова, старший специалист Т.С. Архипова, ведущий специалист- эксперт Л.Е. Новикова, заместитель начальника отдела А.В. Макушин и другие наши сотрудники, работающие с полной отдачей своих знаний и творческих сил.
Беседовала Н. ЯРЦЕВА.
Фото автора. НА СНИМКАХ: начальник отдела Н. Ф. Дружинина; специалист-эксперт О. Г.Биюшкина; специалисты-эксперты И. А. Кем, Н. Ю.Ливадная, Л. В. Краснова.