С достоинством
Когда-то он все-таки приходит, этот последний рабочий день. Для меня он будет завтра.
Так случилось, что я дважды приходил на работу в редакцию фотокорреспондентом. Но не брал в руки «Киев» или «Практику», а был обычным пишущим журналистом. Так началось в июне 1976-го и в вязниковском «Маяке». Через девять лет мне доверили возглавить эту газету.
С того дня прошло двадцать три с половиной года. Многое и очень многое вместил этот срок. Первое, что очевидно, мы всегда стремились соблюдать главное, самое важное для нас – действовать исключительно в интересах людей. Непросто, вовсе непросто находиться на переднем крае жизни, находиться на виду. Старые, заскорузлые привычки живы и сегодня, кое-кто до сих пор видит в местных газетах «рупор»…
За эти два десятилетия мы в полной мере испытали внимание властей, старых и новых хозяев к нашей работе, не боялись рисковать ради нескольких строчек правды, но не потеряли при этом оптимизма и своего лица, выходили из самых сложных ситуаций с достоинством.
Правильно говорят: капитан без команды – не капитан. У нас эта истина подтвердилась в очередной раз. Конечно, сотрудники редакции уходили, как правило, на более выгодную работу, но одно оставалось неизменным: коллектив тянул «упряжку» дружно и слаженно. Так происходит до сего дня. Спасибо, коллеги, за поддержку!
На истекшие двадцать три года выпало три юбилея газеты. С каким волнением и искренностью, помнится, мы пели на одном из них «Песню журналистов». «Трое суток шагать, трое суток не спать, ради нескольких строчек в газете»… Да, нельзя было обходить вниманием эти несколько строчек, хотя и они легко не давались.
В начале девяностых сессия районного Совета хотела – абсолютно без повода – освободить меня от должности редактора. Предлагали снять меня с работы и после создания ГКЧП, когда начался поиск и собственное выпячивание «истинных патриотов». В том и другом случае все закончилось ничем…
Но о плохом писать не хочется. Помню, как в восемьдесят восьмом мы построили здание редакции, которое украсило этот уголок старых Вязников. Потолки стали четырехметровой высоты, работникам стало просторно. Далось это ой как непросто, но оба года, что мы строили редакцию, вы, читатели, получили по 204 полновесных номера нашей газеты.
Конечно, мы были не одиноки, нам помогали многие. Доставать стройматериалы – редакция строилась с подрядом, но хозспособом, приобретать мебель – на все существовали лимиты, а нам они были не положены. Тогда и в последующие непростые годы нам помогали директор треста «Вязникигоргаз» В.В. Дубов, управляющая отделением «Сбербанка» Л.А. Нечай, директор льнокомбината А.Я. Нестеров, начальник РСУ П.М. Муллер, директор фабрики им. Парижской коммуны В.В. Туманов, генеральный директор хлебокомбината А.Н. Фролов, заведующая районным отделом культуры
Ф.Г. Демидова и многие другие, перечислить их всех нет возможности. Всегда был рядом постоянный учредитель газеты – администрация города, округа Вязники и нынешнего района.
Так сложились обстоятельства, что мы перешли в новое здание, когда еще не высохла по-настоящему краска на полу, когда не было подключено отопление и не смонтировано верхнее освещение. И мы работали так всю зиму, журналисты сидели тесно, всего в двух комнатах, при свете настольных ламп. Но никто не ныл, не жаловался на неудобства. Никто. И радостно было слышать в докладе редактора «Призыва» Чернова на областной конференции журналистов такие слова: «В помещении стоял холод зимнего дня, не было освещения, но такой теплой обстановки, такого единодушия я до Вязников не встречал».
Есть на нашем счету еще один трудовой подвиг. С большими потугами осваивали районные газеты области систему фотонабора «Квант». В «районках» перед этим безвылазно жил инженер областной типографии, процесс перехода затягивался до месяца и больше. Мы же перешли на офсетную печать за три дня и без инженера. Выпустили газету без договоров с типографией, «Роспечатью», областным почтамтом и службой экспедирования…
Всего двум газетам в России, в том числе и вязниковскому «Маяку», А. И. Солженицын разрешил печатать главы его книги «Россия во мгле». Вязники всегда остаются самым желанным местом для проведения семинаров журналистов.
Все это в обобщенном виде – коллектив редакции. Он же в свое время представил меня на присвоение почетного звания «Заслуженный работник культуры», и Президент России подписал соответствующий Указ.
И всегда рядом с нами были вы, подписчики, вы, читатели. Лучшие из вас, самые активные, самые неравнодушные из вас становились внештатными корреспондентами. Самая глубокая благодарность вам, земляки!
Успехов у «Маяка» немало, о них убедительнее всего могут рассказать двадцать пять Дипломов и Почетных грамот – именно столько их сохранили «товарный вид» — что висят в самом большом редакционном кабинете. В последние четыре-пять лет не было случая, чтобы «Маяк» не стал лауреатом или призером областного конкурса журналистских работ по военно-патриотической тематике, чтобы корреспондент «Маяка» не стал лучшим по освещению вопросов физкультуры и спорта.
Сейчас так называемая производственная тема уступила на страницах газеты другим. Главная причина этого – но не единственная, конечно – желание журналистов больше уделять внимания внутреннему миру человека, а также углубить представление читателей «Маяка» о гражданских и эстетических ориентирах в жизни. Нет ничего опаснее исторического беспамятства!
… Завтра у меня последний день работы в редакции. До свидания, читатели!
Н. СОЛОВЬЕВ,
редактор газеты, Заслуженный работник культуры России.