Московские рецепты. Насколько они нужны глубинке
Член Общественной палаты для нашего района — гость нечастый. С определенной долей уверенности можно сказать, что общественник такого уровня посещает Вязниковский район впервые. А виной всему кризис. Вернее, антикризисные рецепты, раздать которые едут в глубинку из Москвы люди, наделенные полномочиями и определенными финансовыми возможностями.
Встретившись с Главой района Евгением Виноградовым, член Общественный палаты России, президент «Института гражданского общества» Мария Слободская пыталась, как мне показалось, узнать на месте, а что такое кризис для людей, живущих в некотором отдалении от Москвы. Не обошли собеседники своим вниманием и другую тему для разговора, вытекающую из названия должности Марии Слободской, — когда в нашей стране действительно будет построено гражданское общество.
Сразу скажу, что обсуждение второго вопроса много времени не заняло. Слободская, припомнив Библию, отсчитала на процесс становления гражданского общества сорок лет -именно столько Моисей водил евреев по пустыне. Евгений Виноградов если в чем и усомнился, то только в излишнем оптимизме московской гостьи.
Что же касается главной темы разговора — антикризисных рецептов, то здесь людям, имеющим противоположные жизненные установки (одна — чистый теоретик, второй — приземленный практик), общие точки соприкосновения найти чрезвычайно трудно.
Мария Слободская, обозначая государственную важность представляемого ей общественного института, поведала, что государство увеличило финансирование Общественной палаты несмотря на кризис. Заодно рассказала, что некоммерческие организации получили из федерального бюджета более одного миллиарда рублей, которые в дальнейшем с помощью конкурсов будут распределены между другими общественниками. Вот были бы в нашем районе солидные общественные организации, глядишь, и нам бы кое-что перепало. Даже если бы таковые и были, с трудом верится, что до нас дошло бы хоть что-нибудь. Впрочем, время еще есть, заявки на получение грантов неправительственные организации принимают в течение двух месяцев сразу после майских праздников. Главное требование к проектам — быть адекватным к кризисной ситуации.
«А как люди в вашем районе уже почувствовали на себе влияние кризиса?» — очередной вопрос московской гостьи. Кто-то уже почувствовал — на «ОСВАРЕ» сократили треть работающих. Правда, особо не суетятся. Желающих заняться общественными работами днем с огнем не найдешь. Может, спасает «жировая прослойка», накопленная за относительно благополучные годы? Может, спасает. А те, у кого этой «прослойки» не было, чем спасаются, непонятно. Плывут по течению, надеясь, что в очередной раз пронесет. И не такое в своей жизни видали.
«А как же молодежь? Для нее кризисные годы должны стать настоящим лихолетьем?» — снова вопрос, направленный из столицы в провинцию. А наша молодежь во всем берет пример со старших. Нынешние выпускники не застали время, когда все за всех решали партия и правительство, но ждут, что их проблемы будет решать кто угодно, только не они, похлеще старших товарищей. А может, это снова вопрос не о кризисе, а пресловутом гражданском обществе, в котором Мария Слободская — главный эксперт Общественной палаты?
А может, москвичам нам, бедным провинциалам, совсем рецептов не стоит давать — ни антикризисных, ни каких-то других. Как говорила известная героиня бессмертного романа, не учите меня жить, лучше помогите материально.
Так, вроде бы, и хотели помочь материально через общественные организации. Только надеяться на них… Уж лучше как-нибудь самим, без столичных рецептов.
В.ЛЬВОВ.