«Незабвенный город Вязники»
Книга с таким названием выпущена недавно в свет Нижегородским книжным издательством. Ее составители – профессор филологии Николай Морохин и кандидат исторических наук Дмитрий Павлов, а вот авторы по большей части наши соотечественники, жившие в 18 и 19 веках. Труд редкий и уникальный хотя бы потому, что содержит ряд малоизвестных очерков и путевых записок, написанных о Вязниковском крае известными российскими деятелями, которые однажды побывав в наших местах, оставили тень воспоминаний на страницах литературных изданий своего времени. Авторство текстов принадлежит перу прозаика Василия Немирович-Данченко и губернатора Ивана Долгорукого, графа Дмитрия Хвостова и краеведа Александра Галицского, ученого Карла Бэра и французского критика Армана Сильвестра — всего 11 мастеров слова. Современному читателю, несомненно, будет интересно увидеть привычный город глазами чужестранцев и путешественников. Ведь взгляд со стороны всегда другой: непредвзятый, интересный, более наблюдательный, порой критический, а отсюда еще более ценный.
С первых страниц книги перед читателем открывается совершенно иной мир. Словно кто-то рассказывает о том, что мы привыкли видеть каждый день и час, только совсем под другим углом зрения. В скупых строчках оживают портреты наших предшественников, людей во многом самобытных и колоритных, деяниями своими писавших летопись родного края. Известные испокон веков, как один из самых больших центров текстильной промышленности, Вязники на всю Русь славились высококачественным льняным полотном. Бескрайние поля простирались вдоль Московско – Нижегородской железной дороги. Увидев однажды подобную картину из окна вагона, проезжающий в поезде писатель Василий Немирович-Данченко напишет в своей книге «по Волге»: «Фабрика богатая, произведения ее, как мне передавали, идут к высочайшему двору. Около фабрики….поля покрыты выбеленным полотном. Говорят, что… полотно это устилает несколько десятков и даже сотни десятин. Сеньков на свой счет провел рельсовый путь к фабрике и положил вдоль общего железнодорожного пути свою пару рельсов до станции». Не оставил равнодушным вязниковский лен и ученого с мировым именем Карла Бэра. Во время своей трехлетней экспедиции он записал в путевых заметках «В окрестностях Вязников изготавливается много полотна. Кусок в 22 аршина – 8 рублей серебром, другой – дороже. Очень хорошо выбелен».
Тогда, в 1852 году, как и сейчас, цвели фруктовые сады, когда в почтовой карете из Петербурга в Уфу через Вязники проезжал известный писатель Михаил Авдеев. Незабываемые впечатления, оставшиеся от путешествия, нашли позднее отражение в его очерке «Поездка на кумыс». «Рано утром на третий день мы спустились по крутой горе и очутились в Вязниках. … очень порядочный уездный город, лежащий под горою, скат которой густо усеян яблонями, бывшими еще в цвету». Запомнил автор и местную гостиницу, где путники пили чай, в ожидании пока «…труба кондуктора возвестит отъезд. Гостиница эта замечательна… тем, что в ней есть очень хорошие сафьяновые диваны на пружинах – вещь, которая единожды встречается в гостиницах всего моего двухтысячиверстного пути».
Составителям сборника потребовалось несколько лет, что бы по редким крупицам в периодике прошлых лет собрать разрозненную и часто небогатую информацию. Благодаря кропотливой работе в архивах, изучению редчайших и ценных материалов им удалось создать совершенно особый литературный труд. Без сомнения, познакомиться с которым будет интересно всем, кто любит старинный вязниковский край, ценит и уважает его историю. Все авторские заметки и тексты, приводятся практически в оригинале, сохранены индивидуальная манера и стиль письма. Единственное, что позволили себе Морохин и Павлов — это внести изменения в написание ряда слов, где употреблялись свойственные старорусскому языку буквы «твердые знаки» и «яти». Особую достоверность передают фотографии и старинные гравюры, сопровождающие каждую статью издания. К тому же, составители дали подробную библиографическую справку обо всех авторах, чьи писательские фрагменты используются в сборнике. Это во многом дополняет картину эпохи, способствует более глубокому пониманию событий и процессов, происходящих в обществе того времени.
Семидесятистраничное издание вышло небольшим тиражом – всего 1000 экземпляров. Скорее всего, оно быстро разойдется по личным библиотекам историков и краеведов. Впрочем, пока его свободно можно найти в Музее Песни ХХ века.
И еще один момент, который обязательно хотелось бы отметить. Вряд ли мы до конца понимаем, насколько сложно далась своим создателям эта книга. Найти в библиотечных архивах записи 100, а то и 200-летней давности, зачастую издававшиеся только раз – задача не из простых. Тем более, сегодня, когда все основано на коммерческой основе — за вход, посещение и бахилы принято платить. Практически на одном энтузиазме Павлов и Морохин подарили нам «Незабвенный город Вязники». Книгу, ставшую своеобразным признанием в любви родине наших предков и потомков. Прочитав её, читатель возможно согласится со словами князя Долгорукого: «…Здесь увидел я, несколько лет назад, в первый раз от роду, нашего знаменитого героя, князя Багратиона, и свидание сие одно сделало бы для меня незабвенным город Вязники, когда бы, и многим другим отношениям, я не вспоминал о нем, как о лучшем местечке Владимирской губернии…»
Ирина КУЗЬМИНОВА