Вечер закрытых дверей
Однажды в ходе одного из обследований социально-неблагополучных семей детям из этих семей было предложено нарисовать свою семью. Чистый лист бумаги, карандаши и ластик.… А еще семья — глазами ребенка.
Анализируя рисунки, специалисты отмечали все детали: в какой последовательности изображаются члены семьи, расстояние между ними, цветовая гамма рисунка.… И вот, что интересно: несмотря на сложные переживания отрыва от семьи и неблагоприятную эмоциональную обстановку внутри нее 85 процентов детей изобразили себя вместе с родителями. Именно поэтому, какими бы плохими и непутевыми ни были родители, лишение их родительских прав – крайняя мера. До конца социальная служба и служба опеки и попечительства пытаются помочь семье «выжить», давая ей очередной шанс встать на путь исправления. Собственно рейды, еженедельно проводимые Вязниковским комплексным центром социального обслуживания населения, решают ту же задачу…
С каждого отделения центра – по сотруднику, в «буханку» — и вперед, по намеченным адресам семейного неблагополучия, по семьям, находящимся в социально-опасном положении.
В этот раз рейд проходил в расширенном составе. В нем, кроме трех сотрудников комплексного центра Т.С.Ворониной, Н.Н.Шапенковой и Т.В.Беляковой, приняли участие заведующая отделением семейно-воспитательных групп приюта «Росинка» И.Ю.Горохова, ведущий специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав А.С.Сенькина, заведующая отделом опеки и попечительства управления образования Н.В.Баталова и старший инспектор ПДН ОВД по Вязниковскому району А.В.Лебедев. Маршрут рейда проходил по семи намеченным адресам семей, находящихся в социально-опасном положении, на некоторых родителей из которых собираются документы на лишение их родительских прав.
И хотя далеко не везде нам открывали двери, и не всех «мамашек» в вечерний час буднего дня мы смогли застать дома, увиденного хватило с лихвой, чтобы признать очевидное: одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей.
ДОМ НА ПРОВОДАХ
Этот дом на улице Молодежной, с легкой руки Н.В.Баталовой, окрестили «домом на проводах». По сути, это и домом-то назвать нельзя. Нечто с покосившейся конструкцией, находящееся в «задумчивом состоянии»: рухнуть прямо сейчас или «немного погодить»? Об условиях жизни в подобной хибаре говорить не приходится. Здесь обитают мать с ребенком-инвалидом. Ранее, в связи с «угрозой для жизни» ребенка, по требованию сотрудников соцзащиты, помещали в детскую больницу. На тот момент он был в жутком состоянии: полностью истощен, лежал в куче тряпья на диване, накрытый матрасом, кругом вонь, грязь, антисанитария…
И хотя мать из запоя вышла, социальный контроль за ней продолжили. В тот вечер, что проводился рейд, ситуация выглядела почти нормальной: мать трезвая, ребенок спал, вокруг относительно чисто.
НОВАЯ ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ С 13-ГО
Хорошая 3-комнатная квартира на улице Калинина. «Останки» некогда сделанного здесь ремонта выдают «благородное прошлое» квартиры. Но вот с нынешней хозяйкой, переселенкой из Московской области, ей не повезло. Обои ободраны, мебель то ли в разобранном, то ли в разломанном состоянии (приготовили выбросить), батарея в зале отсутствует (лопнула месяц назад), занавесок нет (сняла постирать), окна не мыты (приготовилась мыть), затоптанный пол с ворохом тряпья (или одежды?)…
Всему есть объяснение и оправдание, как и тому, что в квартире с матерью на данный момент нет ни одного из двоих детей. Младший ребенок-инвалид – с бабушкой, 9-летняя девочка – в приюте «Росинка», к слову, уже два месяца. Освобожденная гуманным государством и матерью от детей Екатерина не работает, постепенно погружаясь в пучину грязи и коммунальных долгов.
Навестив в очередной раз эту квартиру, социальные работники констатировали: улучшений нет и обещания матери начать новую жизнь опять приобрели новые временные рамки: «13 апреля пойду на работу. Куда? Не скажу пока, а то сглазите». Кажется, они это уже слышали, и кажется, не один раз….
ДОМ С ГАЛОШКАМИ
В этом доме на улице Коммунальной уже доводилось бывать минувшим летом с подобным рейдом. Запомнились крошечные детские галошки, выставленные на улицу и полные дождевой воды. Они выглядели так сиротливо и неприкаянно, как неприкаянна жизнь маленького их владельца.
В доме проживают с матерью двое детей. Старшая девочка предпочитает жить с дедом. Сын-токсикоман давно и прочно состоит на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, 5-летняя девочка детский сад не посещает…. Многодетная мать находится под пристальным вниманием социальных служб, не работает, но имеет виды на лето – собирается мыть «квасные кеги». Дверь она нам открыла вся в синяках. Синяки имеют вполне оправданное существование: «Любовь у меня…»
ИСТОРИИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПОД КОПИРКУ
По остальным четырем адресам в микрорайонах Дечинский, Нововязники и в поселке Центральный дверь нам не открыли. Но со слов соседей и социальных работников, истории неблагополучия обитателей этих квартир можно писать под копирку, меняя лишь фамилии и количество детей. Не работающие ни дня, в лучшем случае перебивающиеся случайными заработками они прожигают свою жизнь, а заодно и жизнь своих детей. У них вечный ремонт и обещание «в понедельник пойти на работу», бросить пить. Иногда им и вправду удается «завязать»… на месяц или на два, чтобы потом продолжить свое падение. У очень немногих получается медленно, шаг за шагом начать склеивать по кусочкам то, что сами же разбили в пьяном угаре. Но, к сожалению, в тот вечер мы таких не увидели. И закрытые двери, в которые мы стучались, так нам и не открыли.
Н.БАРЫБИНА.
Фото автора.