19 апреля православные отметят Пасху
Пасхальное обращение Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия ко всей православной пастве Владимирской епархии
Дорогие отцы, братия и сестры!
Нет больше и светлее радости для души человека как земнородного и смертного, чем вера в Воскресшего Господа Иисуса Христа, даровавшего бессмертие в Царстве Своём Небесном: «Порожден нас, — учит апостол Пётр, — во упование живо Воскресением Иисус Христовым, в наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради» (1 Петр. 1, 3)
Пасха Христова, празднуемая нами ежегодно, есть поистине красный и благоуханный плод высочайшего подвига любви Спасителя мира Христа ко всему роду человеческому, ко всякому человеку, приходящему на эту землю без различия и исключения, чем она велика и неистощима никаким временем. Она просто вечна и прекрасна: «Двери райския нам отверзающая» (стихира).
Тот, Кто создал человечество из небытия, Он же и воссоздаёт его Своим Искуплением на Кресте как смертельно прегрешившее перед божественной Правдой, венчая его новой жизнью в Своём Воскресении: «Не земля служит солнцу, — говорит свт. Киприан Карфагенский, — но солнце согревает и освещает землю, не ожидая воздаяния от неё».
В Воскресшем Христе и воссияло нам, конечным существам, великое Солнце вечной жизни, чтобы каждый из нас мог воспользоваться этим божественным светом и теплом и произрастить добрые плоды, угодные Богу и полезные окружающим нас людям.
Смысл нашей веры совершенно один -стать Христовым существом, подражая Христу во всём и, прежде всего, Его изумительной жертвенности во имя славы Своего Отца, творя Его святую волю до смерти, во имя спасения мира, полагая свою душу, что и определяет и возвышает наше бытие. Не знать себя, своей личной выгоды в таком спасительном устремлении, значит безмерно счастливить себя несметным богатством Божией силы, какое сокрыто в нём. Святитель Иоанн Златоуст конкретно выражает свою мысль, говоря о служении ближнему, представляя его жертвенником нашей духовной деятельности: всё лучшее и высокое на нём при видимом ущербе для служащего: «Твое спасение, — заключает он, — в ближнем».
Пока мы знаем себя и страстно служим более себе, чем ближним, часто страждущим, в чём всё бедствие нашего времени, не говоря ещё о служении нашем Богу как сыновнем ответе на все Его к нам бесчисленные благодеяния, забывая, а то и не замечая их, как будто всё от дикого случая, от неведомой пустоты. Всё зло в нашей жизни состоит в гордости о себе, ослепляющей до костей. Человек видит грех порой во вне себя и во всём -в большом и малом, но не чувствует его в себе, что всегда крайне опасно для души. «Не то оскверняет, что совне, говорит нам Господь,
— но то, что исходит из сердца» (Мф. 15, 11). Внешние, земные обстоятельства жизни, хотя и предосудительны, не есть ещё такое зло, которое бы превышало внутреннюю черноту души, не имеющей цены перед всем миром, чтобы жестоко осуждать первые и фарисейски не замечать последнее. Всё причастно злу — и внешнее и внутреннее. Но чудо и смысл жизни в другом — в победе зла и ада, в обновлении и восстановлении всего, что было вызвано Богом к бытию и особенно вечному. Воскресение Христово и есть та невыразимая животворная сила жизни, с которой «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (стихира).
Сердечно, от всей души пасхально приветствуем и поздравляем всех — близких нам по духу, а также и дальних, кто живёт радостью веры в Воскресшего Господа, кому не чуждо верование в Бога, как самым светлым в жизни торжеством, совершенно дивным событием из событий, славно спасающем нас от всего ужаса земного зла своим святым бессмертием и блаженством.
Божией милостию смиренный ЕВЛОГИЙ,
архиепископ Владимирский и Суздальский
Пасха Христова, 2009 г., г. Владимир