Мост, открывающий дорогу…
Некто, известный на форумах сайта Вязники.Ру под ником «алексей», порекомендовал больше общаться с природой, писать о рыбалке и рыбаках. Внемля совету, мы с полковником внутренней службы Сергеем Митрофановым, начальником ГУ «3-й ОФПС», на его служебном УАЗе отправились в заречье. Правда, не для того, чтобы заняться подледным ловом, а посмотреть, как сейчас выглядит дорога на Серапионову пустынь. Рыбаков, кстати сказать, видели: Никольский и Порзамский истоки в марте – отличное место для ловли на мормышку…
Серапионова пустынь расположена на берегу Троицкого озера. По народному преданию, основал её инок Серапион, поселившийся в этом труднодоступном месте, чтобы быть подальше от мирской суеты. Первое упоминание о пустыни относится к 1702 году, когда по указу императора Петра I описывались все монастыри, относившиеся к монастырскому приказу в России. В документах той поры говорилось, что в Ярополческом стане есть «Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе». В монастыре было 13 келий, где вместе с иеромахом Макарием проживали «клировщик, пономарь, проскурняк да пять старцев».
С 1764 года по указу императрицы Екатерины II Серапионова пустынь упраздняется как монастырь. Троицкая церковь становится приходской для ближайших деревень: Круглицы, Порзамка, Кобяково.
В 1844 году в пустыни поселились 9 монахинь, а около 1860 года сюда из нижегородского женского монастыря переехала девица Агафья, которая горячо принялась за обустройство женской обители. В 1865 году владыка Феофан разрешил построить при пустыни монастырь. Дом, состоявший из двух этажей, был построен к сентябрю 1868 года.
Шли годы. Общинный дом стал известен как «Серапионовская богадельня» для пристанища бедных женщин. В 1892 году Святейшим Синодом был утвержден новый устав Серапионовской богадельни, а попечителем избран московский купец Алексей Малинин. В 1905 году Алексей Малинин получает от архиепископа Сергия разрешение устроить при пустыни
домовую церковь. 24 сентября 1906 года в богадельне был освящен храм в честь Святителя и Чудотворца Алексия, митрополита Московского. Со дня освящения пустынь стала называться Серапионово-Алексеевской, и упоминалась в числе монастырей Владимирской епархии с настоятельницей Серафимой.
Но домовой храм не вмещал в большие праздники всех молящихся. Возникла необходимость в постройке своего монастырского храма. 22 июня 1915 года был торжественно заложен новый каменный храм в честь Преображения Господня. В честь этого события Серапионову пустынь посетил архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий.
Реализовать задуманное не удалось. Шла тяжелая, кровопролитная война с Германией, начались революционные брожения. В апреле 1916 года по указу Священного Синода Благовещенский мужской монастырь в Вязниках становится женским, а его настоятельницей — монахиня Серафима, которая прежде была настоятельницей Серапионово-Алексеевской общины.
Судьба самой Серапионово-Алексеевской общины оказалась трагической. В 1922 году она была разогнана властями. Последней ее настоятельницей была игуменья Антония. В 1923 году в общинном доме, где жили монахини, устроили инвалидный дом. Некоторые монахини остались жить в пустыни, другие расселились по окрестным деревням. Монастырская церковь в честь Преображения Господня была полностью выстроена к началу 1920 года, но в тридцатые годы была взорвана. В настоящее время от нее остались руины.
А Троицкая церковь стоит. Она находилась на попечении верующих. В настоящее время не осталось деревень, входящих в состав прихода Серапионовой пустыни, исчезли деревни Круглицы, Кобяково, Порзамка. До 50-х годов за церковью приглядывал один из местных жителей Василий Фадеев. После его смерти храм был полностью разграблен.
В 2002 году началось восстановление храма Живоначальной Троицы в Серапионовой пустыни. С благословения протоирея Владимира Соловьева образовалось небольшое братство из православных мирян. Монастырь возрождается…
Если есть храм, должна быть и дорога к храму. До последнего времени дороги, как таковой, к Серапионовой пустыни не было. Добраться до возрождающегося монастыря можно было либо пешком, либо, как это делали монахи, на лошади, которая есть в монастыре. Главная помеха — отсутствие переправ через истоки. С просьбой наладить сообщение с пустынью к Главе Вязниковского района Евгению Виноградову обращался Владыка Евлогий, об этом же просило и местное духовенство. Речь, естественно, не шла о строительстве магистрали — денег в местном бюджете едва хватает на латание ям на городских дорогах, просто нужен путь, доступный для грузовиков и внедорожников.
Не доезжая до турбазы «Порзамка», наш УАЗ сворачивает налево. По железобетонному мосту, оставшемуся в наследство от прежних времен, мы преодолеваем первый исток, пересекаем поле. А вот и цель нашей поездки — еще один мост через исток, после которого открывается прямая дорога до Серапионовой пустыни.
Именно этот мост в январе нынешнего года построили работники ООО «Стимул», руководит которым Юрий Кузьмин. Помогли «бэушные» плиты, оставшиеся после реконструкции трассы Москва-Казань, и добрая воля директора «Стимула». Из бюджета на строительство моста не было затрачено ни копейки.
— Мы рассматривали несколько вариантов будущей дороги, когда выезжали сюда в прошлом году вместе с Главой района, — рассказывает Сергей Митрофанов. – Думали проложить дорогу ниже по истоку, но там водная переправа намного шире, пришлось бы устанавливать сваи. Здесь длины плит хватило, чтобы перекрыть исток без свай. К тому же, эта дорога намного короче. Впереди, правда, есть заболоченный участок. Чтобы сообщение с монастырем было доступно в любое время года, его придется засыпать. Но это можно будет сделать летом.
Сергей Митрофанов добавил, что мост вполне надежный, выдержит любой грузовик. А также рассказал о преимуществах, которые вновь выстроенный мост дает возглавляемому им ведомству: случись в здешних лугах и лесах пожар, другая чрезвычайная ситуация, транспорт «МЧСников» теперь сможет придти на помощь. С другой стороны, мост открывает новые возможности для любителей экстремального автотуризма, чьё посещение глухих природных уголков – предмет постоянной заботы сотрудников МЧС. Но это уже издержки, которые не могут поставить под сомнение изначальную цель – проложить дорогу к храму.
В.ЛЬВОВ.