//   Погода:
Новости

Мы вместе занимались краеведением

Памяти Доната Андреевича Обидина
Поводом для написания этой заметки послужила статья работника Вязниковского музея Р.Г. Гариной «История Вязниковских семей», опубликованная в газете «Маяк», особенно ее первая часть – «Неувядающее древо Сеньковых».
Дело в том, что историями семей, в частности, вязниковских фабрикантов, занимались до того, как ими стали вплотную заниматься работники музея, составляя их родословное древо. Так, в фабкомах фабрик хранились альбомы, в которых отражалась история возникновения вязниковских фабрик, населенных пунктов, расположенных вокруг них, биографии их бывших владельцев. В этих альбомах было собрано много документов, фотографий и воспоминаний тех людей, которые были связаны с этими производствами. Я сам увлекся краеведением, когда подержал в руках такой альбом на фабрике имени Розы Люксембург. Это событие в какой-то мере подружило нашу семью с Донатом Андреевичем Обидиным, хозяйка семьи величала его «сеньор Донато». Он уже тогда занимался историей семей Демидовых и Сеньковых, а наша семейная связь с Италией увлекла его.
Донат Андреевич знакомил меня с вязниковской историей, с известными людьми города (Б.Симоновым, Мошковым, Маштафаровым). В 70-е годы моя семья переехала в город. Это событие нас сблизило еще больше, а я приступил к более глубокому изучению вязниковской истории.
Особенно мне памятны три поездки, о которых пойдет речь ниже. Они явились тем толчком, который и заставил меня более обстоятельно заняться нашей историей.
Я полез копаться в глубь веков, Донат Андреевич занимался персоналиями вязниковских семей.
Как-то в разговоре с Донатом Андреевичем я упомянул, что в Козлове на УКП Нововязниковской вечерней школы, где я был директором, учится какая-то Сенькова. Ее отец, прежде работавший в колхозе, покончил с жизнью. Обидин заинтересовался и уговорил меня и Бориса Симонова поехать с ним в Бурино, где вместе со снохой проживала Людмила Сергеевна Сенькова. Автобус довез нас до Козлова, до поселка Бурино шли пешком. Дорога была хорошая, но мы шныряли по кустам обочин, собирая грибы и набивая рты ягодами.
Встреча с Людмилой Сергеевной, любимой дочерью Сергея Ивановича, произвела удручающее впечатление: пожилая, одутловатая женщина, в неубранной грязной комнате, одетая в какое-то рванье. В этой же комнате стояли широкая постель с разбросанным одеялом, пыльный комод, небольшой стол с парой табуретов, на стене висело простенькое зеркальце.
Надо представить себе те одноэтажные деревянные дома – квадратные, с несколькими крыльцами-входами в так называемые комнаты-квартиры с печным отоплением, построенные еще военнопленными, как говорили, немцами, которые добывали здесь торф. Людмила, как оказалась, была в полном здравии, хотя внешне выглядела как опустившаяся женщина. Она была рада нашему приходу, очень долго рассказывала о своей семье, жизни в Италии, о своем сыне Льве, его участии в итальянском сопротивлении. Расспрашивал ее Донат Андреевич, которому она подарила несколько фамильных фотографий из семейных альбомов. На этих фотографиях были изображены и Сергей Иванович, и Лева с винтовкой. Некоторые из фотографий Донат Андреевич размножил и подарил мне. Мы попрощались и оставили у нее все, что собрали по дороге…
Вскоре мы узнали, что она умерла, а сноха переехала в город. Позже мы навестили сноху, и она передала Донату Андреевичу некоторые альбомы.
Мне кажется, что автор в своей интересной, но далеко не полной статье о Сергее Ивановиче Сенькове, его судьбе, не совсем прав, утверждая, что его отъезд за границу связан с рухнувшей надеждой на падение советской власти. Наоборот, Сергей Иванович с ней сотрудничал, но позже разочаровался, что в ту пору было присуще многим – например, Зюзиным, бывшим владельцам фабрики имени Розы Люксембург, Демидовым, не говоря уже о деятелях культуры.
Совместно с Донатом Андреевичем мы начали серьезно заниматься краеведением в 80-х годах, чему сопутствовали два события: межбиблиотечный абонемент открыл свои фонды для широкого пользования, а моя супруга стала работать в Вязниковском экскурсионном бюро экскурсоводом. Донат Андреевич организовал две поездки: с оказией во Флорищеву пустынь и в Паустово — Успенский погост. Везде он делал снимки и опрашивал местных знатоков.
Обе эти поездки пробудили во мне интерес к более глубокому изучению истории 17 века. В первом случае — о становлении города-крепости Ярополча-2, который располагался на Мининой горе рядом с Вязниковской слободой, и о пребывании в наших местах царя Федора Алексеевича, сводного брата Петра 1. Добытые мною сведения были полностью опубликованы в газете «Маяк».

Л.АНОСОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий